Первый в Киеве и, вероятно, один из первых в Украине фотоснимков сделал в 1853 году англичанин Джон Борн. По просьбе своего земляка, инженера Чарльза де Виньоля, он запечатлел его замечательное творение – Цепной мост, раскинувшийся через Днепр. Именно с легкой руки Джона Борна в Киеве в 1860–1870-е годы начался расцвет видовой фотографии. Благодаря вспыхнувшему фотографическому буму были запечатлены многие улицы, парки, дома, не дошедшие до сегодняшнего дня сквозь революционные и военные вихри ХХ века…
Первые киевские фотографы – это люди ярких судеб, талантливые мастера своего дела. Кстати, именно в Киеве в 1867 году был создан первый в Российской империи фотокалендарь, за что его авторы – Виктор Воюцкий и Александр Рудковский – получили от императора Александра II золотые часы с золотыми цепочками и ключиками.Такой же награды удостаивался, причем дважды, и киевлянин Франц де Мезер (Mezer) – за альбомы видов Киева и окрестностей. Уроженец Волыни, он приехал в Киев в 1852 г., где стал учителем рисования в Институте благородных девиц. Однако новое изобразительное средство – фотографирование – настолько захватило его, что учитель вскоре превратился в профессионального фотографа. Внедряя собственные изобретения, он добился поразительных результатов. Уже в 1865 г. кабинетные портреты Ф. де Мезера считались верхом совершенства. Через его фотоателье на Крещатике прошло несколько поколений киевлян. За 30 лет фотограф – рекордсмен Киева по количеству снимков – изготовил 137800 изображений (негативов), с которых отпечатал 1,5 млн. фотографий!
На российских и зарубежных фотовыставках Ф. де Мезер получил 6 золотых и 4 серебряных медали. На выставках во Флоренции и Петербурге – высшие награды за снимки на стекле. На выставках в Москве, Мадриде, Брюсселе – золотые медали, почетные дипломы. Российская императрица Мария Федоровна пожаловала ему драгоценный перстень за альбом киевских видов, а греческая королева Ольга удостоила звания своего придворного фотографа…
Увлекся фотографией и 27-летний киевский поэт Владимир Высоцкий (Wladimir Wysocki), открывший в 1873 году фотоателье на углу Крещатика и ул. Лютеранской. Новичок сразу же добился известности. Вскоре на долю Ф. де Мезера и В. Высоцкого приходилось более половины всех заказов в Киеве! В 1882 г. В. Высоцкий получил серебряную медаль на выставке в Москве, а затем – царские подарки за фотоработы для членов императорской семьи. Он стал официальным фотографом Киевского университета, а также получил звание «Придворный фотограф Ее Императорского Высочества Великой княгини Александры Петровны». После смерти В. Высоцкого его ателье перешло к жене и сыну В. Высоцкому-младшему, который ввел новинку – снимки при электрическом освещении. Причем для удобства приезжавших в бальных костюмах была приготовлена специальная карета…
Генрих Лазовский открыл фотоателье на углу Крещатика и ул. Прорезной в 1891 году (теперь на этом месте ресторан «Казак Мамай»). Уже через шесть лет в его распоряжении находилось 13200 негативов. Именно Г. Лазовский стал первым раскрашивать черно-белые фотоснимки, лишь одним ему известным способом добиваясь стопроцентной передачи реальных цветов в мельчайших деталях. Это, конечно, произвело сильное впечатление на современников… За альбом Волынских маневров 1890 года Г. Лазовский получил от императора Александра III перстень с бриллиантом, за альбом коронационных торжеств 1896 года – медаль на Андреевской ленте (уже от нового императора Николая II). Но главным его достижением было использование искусственного освещения при дневном свете для фотопортретов. За это изобретение Парижская академия присудила ему Большую золотую медаль и диплом почетного члена, а Академия изобретателей – Почетный диплом. Мало кто из фотографов мира был удостоен такой чести…
В 1893 году на Крещатике открыл фотоателье Николай Уземский (Ouzemsky). Он стал известен не только своими многочисленными снимками фабрик и заводов, но, прежде всего, как автор портретов на матовой бумаге, которые выделялись как по размеру, так и по качеству исполнения. Особенно известен его портрет «маленького Гамлета» – мальчика, одетого в костюм Гамлета. Портрет сделан превосходно, фотограф сумел помочь своей юной фотомодели принять позу принца Датского и придать лицу соответствующее выражение. Успехи Н. Уземского привели к быстрому росту его ателье: если в 1893 г. у него было двое служащих, то уже спустя четыре года, в 1897-м, – более двадцати.
Однако «королем видовой фотографии» по праву считался генерал-лейтенант Дмитрий Биркин. Командир Киевской инженерной [строительной] команды, а затем и начальник Инженерного управления Киевского военного округа, он принимал активное участие в создании системы водоснабжения города, под его личным наблюдением возводились не только все крепостные сооружения, но и, например, знаменитый Владимирский собор. Д. Биркин, несмотря на высокий генеральский чин, лично руководил военной фотографией при Инженерно-учебных мастерских. Из заурядного подразделения ему удалось создать образцовую фотомастерскую, оборудованную и укомплектованную фотопринадлежностями и оптическими приборами по тогдашнему последнему слову. Д. Биркин изобрел специальный фотоаппарат для нивелирования и съемки местности. Именно это изобретение позволило ему произвести воистину уникальную панорамную съемку многих киевских видов XIX века.
Любопытно, что к фотографии был неравнодушен даже киевский городской голова Иосиф Завадский. Он не был фотографом, но с фотографией был тесно связан его бизнес… Появившись в 1839 г. в Киеве, Завадский стал владельцем типографии, а в 1862–1885 гг. был арендатором университетской типографии и литографии. Издатель стал популярен, делая копии с уже существующих фотографий, и продавая их. Собственно, эта популярность (и заработанные с ее помощью капиталы) обеспечила ему впоследствии пост киевского городского головы.
Без преувеличения, в конце XIX века Киев являлся одним самых «фотографических» городов Российской империи.