суббота, 1 августа 2009 г.

Великий Софийский собор в Киеве.

alt
Осмотрим один из величайших памятников архитектуры прошлого - Софийский собор.

Это самое важное строение одного из самых известных князей Киевской Руси Ярослава Владимировича, прозванного Ярославом Мудрым. По аналогии с Константинополем главный храм своего государства великий князь назвал Софией, согласно греческому - это означает Божью Премудрость. Первоначально в плане София имела небольшие размеры 43х56 м, но это было самое грандиозное строение для того времени. Свидетельств о разрушении храма при татаро-монголском нашествии не имеется, но так как Верхний город был надолго обезлюднен, то храм более столетия стоял в запустении, и есть глухие свидетельства, что разбирался на стройматериалы.


Это самое важное строение одного из самых известных князей Киевской Руси Ярослава Владимировича, прозванного Ярославом Мудрым. По аналогии с Константинополем главный храм своего государства великий князь назвал Софией, согласно греческому - это означает Божью Премудрость. Первоначально в плане София имела небольшие размеры 43х56 м, но это было самое грандиозное строение для того времени. Свидетельств о разрушении храма при татаро-монголском нашествии не имеется, но так как Верхний город был надолго обезлюднен, то храм более столетия стоял в запустении, и есть глухие свидетельства, что разбирался на стройматериалы.
В дальнейшем София Киевская неоднократно перестраивалась, в частности в 1685-1707 гг. капитально перестраивались в стиле украинского борокко, побелили, увенчали грушевидными куполами, а севера и юга по три новых завершения. Одновременно, в 1699-1706 годах была возведена трехъярусная каменная колокольня. Но вскоре она была повреждена землетресением и отстроена в 1744-48 гг. архитектором Й.- Г. Шеделем, четвертый ярус был отстроен в 1852 г.(арх. П. Спарро). После этого высота колокольни достигла 76 м, а стены ее богато украшены лепными орнаментами с гербами Российской империи. А на фасадах 3-го яруса со стороны площади эффектно выделяются рельефно выделяются изображения апостола Андрея и князя Владимира, а с противоположной - апостола Тимофея и архангела Рафаила. На втором ярусе чудом сберегся, не смотря на плановые сдачи металлолома, 800-пудовый колокол XVIII века. На первом ярусе был устроен главный вход на территорию монастыря, огороженной высокими каменными стенами в XVIII веке. Возле колокольни со стороны площади находится беломраморный памятник над захоронением бывшего десидента, борца за свободу совести, отсидевшего в тюрьмах 19 лет, патриарха УПЦ-КП Володимира(Романюка).
От колокольни можно пройти к Софийскому собору. Если обратите внимание на апсиды с зондажем старых стен XI века, то увидите кладку первых храмов Руси, где чередуются ряды крупных природных камней и тонких кирпичей плинфы.
В нартексе через который входят к храму, установлены два макета Софии Киевской: реконструкция первоначального облика собора в византийском стиле и современный облик. Справа к нартексу присоединятся крещальна, где экспонируется давняя мраморная купель. Во внутренний простор храма ведут несколько ступенек ведут, куда пройдем минуя мраморный порог времен Ярослава.
Сразу, как только увидите древние мозаики вас уже не покинет чувство восхищения этими величайшими произведениями всемирного искусства. Эти мозаики и фрески были созданы безымянными киевскими умельцами под руководством византийских мастеров, сразу же после воздвижение стен. Предположительно они покрыли 640 кв.м., из которых до нас дошли 260 кв.м, что тоже немало, все-таки скоро им будет 1000 лет. Специалисты определили 177 оттенков цвета. Прежде всего вниманием завладевает Богоматерь Оранта в главной апсиде храма. Этот ее жест двумя поднятыми рукам, как бы призывает почти тысячилетие всех людей остановитесь, опомнитесь, Я вас всех защищу! Алтарную конху завершает надпись на греческом языке о Божьем городе, под которым устроители храма подразумевали Киев: "Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра".
Алтарная часть с этим бесценным образом стала любимым у народа, - она сразу получила сокральный смысл и была названа "Нерушимой стеной". Еще в XVII веке была записана легенда, если "Нерушимая" будет разрушена, то Киев перестанет существовать.
В центральном куполе, на высоте 29 м, изображено поясное изображение Христа Пантократора в образе грозного судьи. Последовательность размещения мозаик и фресок полностью соответствует традициям разработанным в Византии. Впоследствии эта модель размещения росписей повторялась во всех церквях православного мира, поэтому храм служит символом вселенской церкви.
Один из раннехристианских философов писал, что росписи в церкви подобны книге, их надо читать сверху вниз и слева направо. Попробуем и мы прочитать эту книгу великого искусства византийской мозаики. Центральный купол с образом Вседержителя подобный небесной сфере, он окружен изображениями архангелов по сторонам света. Только один сохранился с ХI века - остальные дописал красками под древнюю мозаику М. Врубель.
Эти образы М.А. Врубель выполнял в , сразу после работы в Кирилловской церкви. Настолько он чувствовал всю палитру, тот стиль древних мастеров, что сегодня снизу трудно отличить его работы от прежних.
Ниже на барабане купола размещаются образы земных распространителей Слова Христова - апостолов. Купол опирается на четыре паруса с фигурами евангелистов - так христианское учение построено на Евангелии. На столпах и арках многочисленные изображения святых праведников, мучеников, подвижников, которые способствовали утверждению Церкви Христовой на земле. Как мы упомянули, в главной апсиде находится изображение Богоматери, Царицы небесной, под ней показано Евхаристию, как важнейшую из церковных таинств. Ряд святителей ниже Евхаристии символизирует общность мира небесного и земного. Многочисленные композиции образно показывают библейские события.
В 1747 г. перед главным алтарем установили трехъярусный деревянный позолоченный иконостас, в следующем столетии, чтобы он не закрывал Нерушимую, его убрали.
Внутренний простор храма был разделен на пять пределов. На трех стенах центрального предела был создан уникальный для своего времени групповой фресковый портрет семейства Ярослава Мудрого. От него лучше всего сохранилась фреска с четырьмя фигурами на южной стене. Ныне научно доказано, что это портреты четырех сынов Ярослава, однако тяжело расстаться с расхожим в прошлом мнением, что это портреты дочек. Дело в том, что его дочки стали весьма привлекательными для последующих поколений романистов и журналистов: Елизавета была королевой Норвегии, Анна - королева Франции, Анастасия - королева Венгрии.
В одном из южных алтарей находится гробница Ярослава Мудрого - резной саркофаг из белого мрамора весом более 6 тонн. В конце 1930-х годов гробница была вскрыта, а сохранившиеся там кости изучены. Выявилось, что они принадлежат мужчине и женщине, а при более тщательном изучении определено, что они принадлежат Ярославу Мудрому и его жене Ирины. На основе найденного черепа скульптор-антрополог М. Герасимов определил внешность князя Ярослава. Выполненный им скульптурный портрет экспонируется в соборе. В смежных помещениях находятся два погребения ХІХ века - митрополитов Киевских: Евгения (Болховитинова) выдающегося историка и автора ряда научных трудов и Платона (Городецкого). Известно, что в Софии Киевской были похоронены князья Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, митрополит Гедеон (Четвертинский), протопоп Софийского собора Иван Леванда и ряд других известных лиц.
Не менее интересные экспонаты на втором ярусе, которые как-то проходят стороной. Ступеньки на хоры в специальной башне в юго-западной части храма. Как подтверждением этого, что Софийский собор служил князьям местом для приема послов, проведения важных совещаний служат стены вдоль ступенек, украшены фресками на светские темы. Даже простое пересечение сюжетов говорит о том разнообразии сторон жизни Киевской Руси: шуточная игра ряженных, скрипачи, охота на медведя, сцена на ипподроме, прием у византийского императора. Скорее всего, князь и его окружение входили на второй ярус через внешний вход, поэтому и была возможность показать эти сюжеты. На втором ярусе расположена уникальная музейная экспозиция. Тут, в частности, сохраняются фрагменты фресок и мозаик Михайловского Золотоверхого собора, которые были сняты со стен перед взрывом этого выдающего памятника культуры ХІІ века. Особо нужно отметить высокохудожественную мозаику "Евхаристию".
Несколько слов нужно уделить тем многочисленным графити, которые в храме можно встретить повсеместно. Став предметом исследования многих ученых, среди которых нужно отметить С.А. Высоцкого, эти письмена являются свидетельством высокой культуры народа. Это подтверждают свидетельства о существовании при соборе большой библиотеки князя Ярослава. Для нее была устроены в соборе помещения для переписчиков и для библиотеки. Это книжное собрание, значительное на то время, насчитывалось до тысячи рукописных томов. Существует легенда, что библиотека Ярослава дошла до наших дней, но следов ее не найдено. Только памятный знак на Софийском подворье говорит об этом уникальном собрании книг.
С того периода, когда Св. Петр (Могила) забрал Софию от униатов, то в 1634 г. основал мужской монастырь. Монастырь существовал до 1786 г., но за это время было сооружено ряд значительных строений, являющихся сегодня памятниками архитектуры. С южной стороны от собора находится небольшая церковь, которую традиционно называют "Теплой Софиею", так как до конца ХІХ ст. когда главный собор не отапливался, то ежедневные богослужения проводились в этой небольшой церкви. Церковь построено в 1720-х гг., как трапезная Софийского монастыря с храмом в честь св.Лазаря, позднее переименованная на честь Рождества Христова. В 1970-х годах после реставрации "Теплой Софии" были возвращены первоначальные детали, которые добавили ей еще некоторую изысканность. В ней сейчас постоянно действует экспозиция с истории архитектуры. На другой стороне возле Южных ворот находится просфирня (хлебопекарня)( XVIII). В ней проходит выставка предметов археологии из частных коллекций Платонова, Полищука, Нечатайло. Она использовалась впоследствии для нужд духовной консистории - руководящего органа Киевской епархии. Летом 1941 здесь находился штаб Киевского укрепрайона.
На севере территории заповедника находится двухэтажный дом Бурсы, украшенный коринфскими пилястрами и крышей с заломами. Его построили в 1763-67 гг. по проекту архитектора Юрасова. Тут с 1840 г. одно учебное заведение заменили на другое - Софийское духовное училище. Теперь тут размещается Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины. Рядом расположены келии XVIII ст., известные как Братский корпус, в котором располагаются научно-административный аппарат.
Напротив главного корпуса с 1730-х годов стоит двухэтажный дворец в стиле украинского барокко с мансардою и фигурным фронтоном, в котором почти двести лет была резиденции киевских митрополитов. Среди них нужно отметить Рафаила (Заборовского). При нем вокруг Софийского собора было активизировано строительство, при нем было сооружена жемчужина архитектуры XVIII столетия "Брама Заборовского". Автором ее является один из лучших зодчих Й.Г. Шедель. Рассмотреть ее во всей красе можно только с Георгиевского переулка. Ниша над проездом и глубокий фронтон украшены богатым ростительным орнаментом, среди которого привлекают внимание символы митрополичьей власти митра и панагия, а также герб рода Заборовских крест на пылающем сердце. Спустя столетие после сооружения ворот то ли кареты стали больше, то ли уровень земли стал выше, поэтому проезд замуровали, а главный вход стал там где и теперь.
Софийский собор и его усадьба является заповедником, историко-культурным памятником всемирного значения. В 1990 году Софию Киевскую включили в Список культурного наследия ЮНЕСКО.

Виктор Киркевич
Это самое важное строение одного из самых известных князей Киевской Руси Ярослава Владимировича, прозванного Ярославом Мудрым. По аналогии с Константинополем главный храм своего государства великий князь назвал Софией, согласно греческому - это означает Божью Премудрость. Первоначально в плане София имела небольшие размеры 43х56 м, но это было самое грандиозное строение для того времени. Свидетельств о разрушении храма при татаро-монголском нашествии не имеется, но так как Верхний город был надолго обезлюднен, то храм более столетия стоял в запустении, и есть глухие свидетельства, что разбирался на стройматериалы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий