воскресенье, 4 июля 2010 г.

Церковь Марии Магдалины на Шулявке


500 x 522, 227 кБ


500 x 346, 139 кБ


500 x 341, 151 кБ


500 x 500, 267 кБ


500 x 388, 210 кБ
Брест-Литовское шоссе, вид с ул. Провиантской

500 x 421, 40 кБ

Во второй половине XIX столетия происходило стремительное развитие прежних околиц Киева. Естественной осью этого развития стала река Лыбидь, вдоль которой были проложены железнодорожные пути. Над Лыбидью в южном и западном направлениях возводились кварталы так называемого “Нового строения” и Шулявщини. В новых районах поселились менее зажиточные обитатели города – ремесленники, фабричные рабочие, студенческая молодежь. Становилось все яснее, что удовлетворить религиозные потребности православного населения огромных новостроек невозможно без образования новых парафий, сводки новых церквей. Ведь в течение длительного времени жительнице упомянутых околиц могли посещать лишь два ближайших храма. Первый из них, св. Иоанна Златоуста, содержался на нынешней площади Победы. Кирпичное сооружение малая обличкування из листового чугуна, из-за чего киевляне называли ее “Железной церковью”.Другой храм, св. Троицы, находился на углу нынешних Жилянской и Красноармейской (в настоящее время здесь стоит современный многоэтажный дом). Представьте себе огромное расстояние между этими двумя небольшими церквями, и вы поймете, как трудно было добропорядочным парафиянам ежедневно добираться до них от своих жилищ. Но государство на то время строило новые Божьи храмы крайне медленно. Слишком уж много средств поглотили военные действия, которые вела Русская империя в Крыму, на Кавказе, на Балканах.

К счастью, среди киевлян нашлись хорошие и зажиточные люди, которые своевременно протянули землякам руку помощи. Тогдашний городской председатель Г. Эйсман пожертвовал усадьбу как раз посередине расстояния между Златоустовской и Троицкой церквями, на прежней Жандармской улице (теперь ул. Саксаганского). В феврале 1883 года Киевская духовная консистория позволила строить на этой усадьбе церковь Благовещение Пресвятой Богородици. Первые значительные средства на сводку будущего храма оставил в своем завещании благотворитель Смелов. В том же 1883 году консистория дала свое разрешение на устраивание еще одной церкви вблизи реки Лыбидь – на Шулявке, Св. Марии Магдалины.

Прошло два года. Построение церквей не начиналось в ожидании новых пожертвований. И они поступили. Решающую роль в сводке обеих церквей над Лыбидью сыграл преемник Эйсмана на должности киевской городской главы – зажиточный купец греческого происхождения Иван Толли. Как “отец города”, Иван Андреевич был хорошо осведомлен на потребностях его обитателей

4 июня 1885 года Толли обратился с заявлением к Платону, митрополита Киевского и Галицкого. В заявлении, в частности, говорилось:

“Прихожане Златоустовской церкви, по малой вместимости своей приходской церкви, и жители предместья г. Киева Шулявки, по отдаленности от своей приходской церкви, испросили разрешения Вашего Высокопреосвященства построить новые каменные храмы: Златоустовские прихожане по Жандармской улице Лыбедского участка в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а жители Шулявки в своей местности. Сердечно сочувствуя благому намерению добрых горожан и имея в виду крайний недостаток денежных средств для построения обеих церквей, могущий задержать окончание их на долгое время, я желаю прийти на помощь православному населению названных двух приходов и поддержать в них христианское усердие в церковном благолепии. В сих видах я решился представить Вашему Архипастырскому мудрому вниманию следующие мои желания и предположения:

1) На построение Благовещенской церкви с двумя приделами в честь Св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня и Святителя Николая Чудотворца, а также на устройство при этом храме церковно-приходского училища, долженствующего состоять в ведении духовенства, я жертвую из собственных моих средств 75000 руб., именно: на построение церкви, числом от 500 до 600 душ, – что совершенно достаточно для нужд той местности, – 50000 руб., на утварь церковную и ограду 10000 руб., на возведение дома для училища 15000 руб. <...>

2) Сумму, завещанную покойным г. Смеловым в количестве 18000 р., предназначенную Вашим Высокопреосвященством, по просьбе прихожан, на построение Благовещенской церкви, перечислить для построения церкви на Шулявке во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины – ангела Государыни Императрицы, с устройством придела во имя Св. Иоакима и Анны. Означенной выше суммы, при имеющихся уже в натуре готовых материалах, будет достаточно для осуществления проекта постройки, если таковая возведена будет сообразно действительной потребности, именно числом от 250 до 350 душ. На самое же перечисление этой суммы для постройки Шулявской церкви, если Ваше Высокопреосвященство на то соблаговолите, попечительство Благовещенской церкви изъявляет свое согласие”.

Митрополит написал на заявлении городского председателя:“Совершенно согласен и предлагаю Консистории немедленно сделать по предмету настоящего прошения надлежащее распоряжение”. С того времени добропорядочный труд быстро продвигался вперед. Когда у обитателей Шулявки все же возникли материальные проблемы, на помощь пришел еще один благотворитель, прославленный киевский филантроп, сахарозаводчик Николай Терещенко. В сравнительно небольшой срок – в течение следующих двух лет – обе парафии получили новые благолепные храмы. Весной в 1887 году была освящена церковь св. Марии Магдалины, осенью того же года – церковь Благовещения. К сожалению, главный благотворитель Иван Толли не дожил нескольких месяцев до этого счастливого события. Впоследствии в Благовещенскому храме устроили усыпальницу, куда был перенесен его прах.

Нововыстроенные храмы отмечались замечательной архитектурой. Фасады Благовещенской церкви получили черты византийского стиля. Могучий центральный купол был окружен четырьмя небольшими башнями, с запада над притвором возвышалась стройная звонница. Строил этот храм выдающийся киевский зодчий, архитектор Киевской епархии Владимир Николаев. Не менее изысканным был вид церкви св. Марии Магдалины, которая возводилась в так называемом “русско-византийскому” стиле. Объемно пространственное решение храма – главный купол с приземистым завершением, четыре краеугольных башенки – тождественное к Благовещенской церкви, но колокольня храма на Шулявке акцентировалась высоким шатром. Строительством церкви св. Марии Магдалины руководил опытный военный инженер, полковник Вадим Катеринич. Чтобы помочь святому делу, он отказался от платы за свой труд.

Церкви-ровесницы не входили в число наиболее известных храмов колыбели отечественного православия – древнего Киева. Сюда не стремились добраться паломники из далеких краев, здесь не было широкоизвестных святынь. Но немало киевлян, которые проживали поблизости Лыбеди, радовались с того, что их парафии украшено красивыми церквями. Эти сооружения издалека выделялись в местной застройке.

Но впоследствии наступили времена, нещастливые для религии. В течение 1930-х годов происходило варварское уничтожение киевских храмов. В глаза большевиков-атеистов упали и две церкви над Лыбидью, соединенных общей судьбой их сводки. Общей оказалась и гибель этих святынь. На то время считалось идеологической находкой строительство школ на месте снесенных церквей – так сказать, сводка “источников образования” вместо “рассадников мракобесия”. Именно такая судьба ожидала храмы св. Марии Магдалины и Благовещение. В течение апреля–августа в 1935 году обе церкви были разобраны на кирпич, а параллельно рядом с ними вздымались школьные стены. Первого сентября того же года дети уже шли в классы.

Михаил Кальницкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий