среда, 4 августа 2010 г.

Львовская площадь: здесь живут художники и налоговики

Свое нынешнее название площадь получила в 1869 году – через несколько десятилетий после того, как на месте снесенных Львовских ворот Старокиевской крепости образовались открытое пространство и рынок
Отсюда начинался древний путь на запад – знакомая нам улица Артема также называлась Львовской.
1900-е: Сретенская церковь



Главным зданием дореволюционной Львовской площади была Сретенская церковь (архитектор Владимир Николаев, 1861 год) – на развилке улиц Большой Житомирской и Сретенской. Она и завершала перспективу Львовской улицы. Через площадь пролегала одна их первых линий конного, а впоследствии и электрического трамвая, шумел Сенной рынок (потому существовало и параллельное название площади – Сенная), а соседние улицы застраивались многоэтажными доходными домами.

1960-е: в ожидании застройки


Храм большевики снесли еще в 1935 году, а в 1958-м располагавшийся на площади Сенной рынок переехал в новое здание ниже по улице Воровского (оно сейчас лежит в руинах вследствие «реконструкции» в интересах застройщика. – Ред.), а на площади разбили сквер. В начале улицы Воровского обустроили разворот трамвайного маршрута №2 (ликвидирован в 1996 году), к 1950 году здесь пошли троллейбусы из центра на Лукьяновку и дальше – до Сырца и пл. Шевченко. Транспорт развивался, а архитектура оставалась дореволюционной. Впрочем, еще в 1930-е годы был разработан проект реконструкции площади, однако ничего не было реализовано.

1980-е: новая архитектура




В последнее советское десятилетие площадь наполнилась весьма современными на то время зданиями. В 1977 году на месте старых одно-двухэтажек с многочисленными, оставшимися от базара лавками открылся Дом художника, в 1981 году выросла одна из первых в Киеве высоток (93,7 м) – Республиканский дом оптово-розничной торговли, где теперь Государственная налоговая администрация и торговый центр. Площадку перед ним, которая сейчас застраивается, украшал фонтан-кондиционер комплекса. Дополнить современную площадь должно было здание нового корпуса Театрального института имени Карпенко-Карого, построенное вплотную к высотному жилому дому на месте старинной двухэтажки, однако не сложилось – долгострой со временем, видимо, разберут.

Наши дни: ну очень дорогое метро




В 1990-е годы на площади должно было появиться метро: на «зеленой» линии был построен подземный вестибюль станции «Львівська брама». Однако пассажиров здесь до сих пор нет: не построен эскалаторный тоннель, устройство которого сейчас оценивают более чем в 300 млн грн.
Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК

Комментариев нет:

Отправить комментарий