пятница, 5 марта 2010 г.

ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ



Киевский электрический трамвай, первый в России, появился в 1892 году на Александровском (Владимирском) спуске. Быстро став популярным, он буквально заполонил собой весь город: через двадцать лет, в 1912 году, общая длина линий составила 172 километра в одноколейном исчислении (для сравнения: в 1984 году - 268 километров). В начале XX века, кажется, сложнее было назвать улицу, по которой трамвай не ходил...



Вот здесь все и началось. Газета "Киевлянин" сообщала, что в первые дни многие любопытные катались на трамвае по нескольку раз вверх и вниз - настолько интересен был новый вид транспорта.





Верхний конец этой линии - Царская площадь. (Эта площадь, кажется, обладает рекордом по количеству названий в разные времена. Конная, Театральная, Европейская, Царская, 3-го Интернационала, Сталина, Ленинского Комсомола, и опять Европейская.)
(Из альбома "Киев Михаила Булгакова", 1990)





Вверх от Царской площади шла более новая линия по верхней части Александровской. Этой линии мы лишились в 1960 году...





То же место, вид сверху.





Другой ракурс той же линии: исторический музей и трамвай вверх на Печерск.
(Из альбома "Киев Михаила Булгакова", 1990)





В другую сторону шла линия по Крещатику. Здесь рельсы разобрали гораздо раньше, в 1934-м.





По Крещатику, среди прочих, ходил 1-й трамвай (виден номер маршрута).





Крещатик, возле Бессарабки.





Продолжение Крещатикской линии - Большая Васильковская.





2-й трамвай сворачивал с Крещатика на Фундуклеевскую и шел к вокзалу. (К слову сказать, в подписи к фотографии в альбоме говорится о пульмановском вагоне, сворачивающем на Крещатик. Здесь вкралась ошибка - хорошо видно, что вагон сворачивает с Крещатика.)





Линия по Фундуклеевской, вверх от Крещатика.





Фундуклеевская гимназия...





... и окончание линии к вокзалу на Безаковской (Коминтерна). Тот же 2-й маршрут.





Другие линии в верхнем городе: по Львовской...





... по Владимирской (разобрана в 1959 г.)
(Из альбома "Киев Михаила Булгакова", 1990)





Здесь (пересечение с Фундуклеевской) видны номера маршрутов, ходивших по Владимирской: навстречу нам идет 10-й, от нас 11-й.





На Софиевской площади эти два маршрута расходились: 10-й шел к верхней станции фуникулера, 11-й к Андреевской церкви.





Внизу спуска -- линия по нижней части Александровской. По спуску трамваи перестали ходить в 1977 г...
(Из альбома "Киев Михаила Булгакова", 1990)





... а линию с Александровской, когда под ней стали строить метро, перенесли на параллельную Братскую в





Дворянский Банк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий