пятница, 5 марта 2010 г.

Театр здорового образа жизни


Полузаброшенное заведение культуры на склонах Днепра в выходные берут в оборот альпинисты, байкеры и прочие диггеры
Киев хоть и стоит на семи холмах, а вот с крутыми горными отрогами нашему городу не повезло. Но киевских альпинистов это не останавливает. Да и зачем горы, если в городе есть такой памятник фортификационной архитектуры, как старый Зеленый театр, с его отвесными стенами? Он будто специально создан для тренировок. Посмотреть на то, как покоряют стены альпинисты, отправились и корреспонденты "Газеты..."
Что осталось от театра
Утром выходного дня около станции метро "Арсенальная" немноголюдно. Куда-то по своим делам идут солдаты, неопрятно одетые пожилые люди интересуются у нас, где собирают подписи "против НАТО", и вот, наконец, те, которых мы ищем. Вычислить альпиниста среди выходящего из метро народа проще простого. Молодежь, одетая в спортивную или камуфляжную одежду, за плечами рюкзак, в руках – моток веревки, то и дело появляется поодиночке и группами и куда-то идет на склоны, за здание станции. И мы следуем за ними.
Зеленый театр изменился капитально в сравнении с тем, что помнили поколения киевлян: исчезли его надстройки, экран. Да, здесь сохранилась летняя площадка, на которой время от времени проходят какие-то концерты, но в основном комплекс стоит такой же пустынный, как и десять, и двадцать лет назад. А вот там, где были когда-то городок аттракционов и конюшня, над нами теперь нависает громада скандального дома по Грушевского, 9-а – так что, видимо, долго это место таким заброшенным не останется. А вот останется ли по-прежнему доступным – это еще вопрос.
Хотя если прислушаться и оглядеться, то можно увидеть, что здесь тоже живут люди. Только сразу это незаметно, да они и не стремятся к тому, чтобы быть замеченными. Здешние места, 100 лет назад известные под названием "Кукушкина дача", издревле славились как пристанище босяков, люмпенов и вообще деклассированного элемента. И сегодня, как говорится, традиции живут. На склонах и в ярах мы видим несколько самодельных хижинок киевских бомжей, которые здесь чувствуют себя совершенно вольготно. А что – здание на Грушевского, 9-а в сущности такой же самострой, как и у них, только размером побольше. Конечно, дом под крышей из полиэтилена или лежанка, устроенная в дренажном колодце, не столь эффектны, как апартаменты в скандальном новострое, зато – престижный Печерский район, близость к духовным святыням, где человеку бездомному всегда помогут, и вид на Днепр. И никакой президент не указ.
Вертикальная школа для всех
Спускаемся еще ниже по крутой, покрытой бетонными плитами дорожке. И вот, мы у цели нашего похода – нижней подпорной стены. К ее поручням привязано множество веревок. Время от времени над парапетом показывается чья-то голова в каске, но лишь для того, чтобы осмотреться вокруг, добродушно нам подмигнуть – и снова вниз. Туда же, вниз, глядим и мы, и что же? Метрах в тридцати под нами находится ну просто цыганский табор: разбросанные по земле рюкзаки, вокруг которых бегают молодые альпинисты. Молодые и седоусые, вообще новички, которым что-то объясняет инструктор. А вот вертикальная старая стена, немного покореженная дюбелями, облеплена альпинистами. Лазят вверх и вниз, словно большие насекомые, кто-то сорвался и раскачивается на страховке, как маятник. А сверху транспортируют условного "раненого", который при этом улыбается самой что ни есть довольной улыбкой.
Спортивная жизнь бурлит по полной программе. Не только по вертикальной стене, но и просто по склонам движутся связки молодых туристов. Среди этого пестрого народа мы встречаем известного киевского краеведа, создателя сайта "Тысячелетие украинской культуры" и просто туриста со стажем Валерия Лысенко.
– Тут проходят школу все: и те, кто собирается на Кавказ, и промышленные альпинисты, – говорит Валерий, – да даже в обычном туристическом походе приходится преодолевать горы, так что нужно здесь отработать автоматизм, преодолевать боязнь высоты. Лучшего полигона, чем эта стена, и не пожелаешь.
Валерий объясняет нам логику передвижений окружающего нас спортивного люда. Вон тот человек, – объясняет он, – стоит и запоминает все выступы, по которым будет передвигаться, а те – отрабатывают движение в связках по склону. Кстати, не только сверху стены идут тренировки, кто-то вырабатывает навыки и... внутри нее.
Есть ли жизнь в стене
Известно, что стены Зеленого театра когда-то строились как подпорные на месте засыпанного оврага, находившегося между нынешней "Арсенальной" и Мариинским дворцом. Но, кроме утилитарной, они имели еще и военную функцию. Это своеобразное фортификационное сооружение, которому хоть и не довелось ни разу участвовать в битве, зато внутри стен остались ходы и помещения для его небольшого гарнизона. Двери причудливого готического стиля и ныне привлекают к себе любопытных. Один из ходов, ведущих внутрь, оказывается открытым, чем мы и пользуемся для того, чтобы попасть внутрь стены. Полумрак, слой перегнивших листьев, прикрывающих рассыпающиеся под ногами ступени, одним словом – романтика. Характерно, что в стене тоже вбиты дюбеля, за которые мы держимся, как за перила.
– А что же? Не всем только поверху лазить. Со временем тренировки на открытом воздухе приедаются, так народ пытается найти для себя что-то новое. Вроде покорения подземелий, – улыбается Валерий.
Нам же, впрочем, подземелье покоряется без особых усилий и даже без фонариков, которые вполне заменяют мобильные телефоны. Коридор, большой зал, прорубанные в горе комнаты, видимо, для тех же солдат. Совсем рядом шумит вода в одном из многочисленных здесь дренажей. Совсем уже тусклый свет пробивается из маленьких окон, вернее даже не окон, а самых настоящих узких бойниц, пробитых где-то наверху. Где-то там, в другом мире, мимо этих бойниц проносятся альпинисты – аматоры и профессионалы. До нас доносятся лишь только их крики вроде "страховка готова" или "Петрович! Вправо отодвинься!" Нет, все-таки в подземельях хорошо, а на воздухе – лучше.
– Эта земля как бы делится между сторонниками и противниками здорового образа жизни, – говорит Валерий, окидывая рукой и театр, и склоны, и трассу пятого трамвая, – пять дней в неделю здесь полноправно хозяйничает деклассированный элемент – люмпен-пролетариат, алкоголики, бомжи. А вот в выходные здесь никто не пьет. Тут безраздельно властвуют любители здорового образа жизни и активного отдыха.
Действительно, оглядевшись, мы замечаем, что склоны у Зеленого театра осваивают не только альпинисты. Мимо нас то и дело проносятся какие-то молодые люди на спортивных велосипедах, заметив нас, в дренажную шахту ныряет парочка влюбленных диггеров. Жизнь, одним словом, продолжается.
Автор: Николай ПОЛИЩУК

Комментариев нет:

Отправить комментарий