пятница, 5 марта 2010 г.

Очень вольный хутор



Урочище Церковщина – одно из красивейших мест под Киевом с тысячелетними пещерами, монастырем и трассой для автогонок
Нельзя сказать, что название "Хутор Вольный" ничего не говорит киевлянину. Во всяком случае, все, кому приходилось ездить по Обуховскому шоссе, видели соответствующую остановку на трассе, видели и дома, которые облепили склон одной из здешних круч и даже специфические террасные огороды здешних жителей. Эдакий небольшой, забытый всеми и застрявший в межвременьи хутор, о котором даже не скажешь – то ли это еще Киев, то ли уже область. И, однако же, этот хутор, как и все здешнее урочище Церковщина, представляет собою одно из красивейших мест Киева. Вполне достойное того, чтобы выделить выходной день и немного прогуляться по нему. Как это сделали корреспонденты "Газеты..."
Исчезнувший монастырь
Маршрутка от станции метро "Лыбидская" ходит сюда более-менее регулярно, но вряд ли непосвященный человек, сойдя на остановке, заподозрит, что здесь рядом находятся памятники истории, которым почти тысяча лет. Скорее всего, он отметит только сильную загазованность здешней трассы, услышит гул проходящих невдалеке поездов да еще с подозрением покосится на сетчатые ворота, которыми перекрыта единственная на хуторе дорога. Надо сказать, что природа в этом месте каким-то загадочным образом прячет от посторонних глаз свои красоты. В свое время, говорят, здесь для врагов становился невидимым целый монастырь. Тот самый, к которому мы идем, отодвинув незакрытые ворота. Более того: здешние пещеры вообще несколько веков находились в забвении и были случайно открыты лишь в средине ХІХ cтолетия.
Первым делом перед нами открывается удивительный по своей красоте ансамбль: церковь, словно поднимающаяся из озера, заставляет забыть, что мы находимся в Киеве. Здешний пейзаж заставляет вспомнить Александрию или Софиевку. Только, чтобы посмотреть на эту красоту, достаточно приехать на хутор Вольный. Здесь в будние дни не очень людно, а на дверях церкви висит рукописная записка: "желающим посетить пещеры сюда" – и стрелка. Потому что подземные ходы – это самая главная достопримечательность здешних краев.
Тысячелетняя память
Да, в Киеве, в первую очередь, известны пещеры Лавры, но подземными ходами и монастырскими келиями изрыто много гор возле города. Вот и здесь, на Хуторе Вольном, находится разветвленная система так называемых Гнилецких пещер, одним из первых жителей которых принято считать преподобного Феодосия Печерского. Святой отец согласно летописи иногда уходил сюда из Лавры, где уединялся, или "пребываше единъ", как написал летописец. Со временем в этих краях образовалась небольшая пещерная обитель – Пречистенский Гнилецкий монастырь. Разорения Киева в XIII – XV вв. стали причиной угасания обители, со временем пришедшей в запустение. Как напоминание о тех временах в городской топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка – искаженное Феодосиевка. Вновь открыли подземелья только в средине позапрошлого века, в советские же годы здешняя территория принадлежала санаторию МВД. Пещеры тогда пребывали в заброшенном состоянии, пока в монастырь не вернулись монахи, а подземными ходами занялись специалисты Музея истории Киева.
Монахи без проблем соглашаются показать нам пещеры, хоть и просят не фотографировать внутри. Вход в подземный монастырь находится сразу здесь же – металлические двери просто вмурованы в гору. Нам остается только взять свечки и нырнуть во мрак и прохладу рукотворных пещер.
– Пещеры имеют четыре разных уровня с такими же улицами и подземными церквями, как и в Лавре, – говорят сопровождающие нас монахи. – Общая длина только открытых на сегодня пещер составляет около четырехсот метров. Это настоящие подземные улицы, блуждая которыми можно попасть к келиям, затворам, криптам, а также к так называемым "афонским усыпальницам". Их особенностью являются вытесанные в грунте небольшие ниши для захоронения усопших монахов. Главная же особенность комплекса – он сохранился почти без изменений с XI столетия.
Чем отличаются Гнилецкие пещеры от Лаврских? Как на мой взгляд, они меньше окультурены, что ли. Здесь больше чувствуется дыхание истории и меньше – туристической составляющей. Сверху своды пронизаны корнями деревьев, а стены, прорубленные прямо в породе, практически не пострадали от времени, разве что кое-где обвалился кусок свода, да еще вандалы в советские времена оставили надписи и следы от костров. Есть и подземная церковь, где и сегодня правятся службы.
Автодром над городом
Но зачем ограничиваться только монастырем? Ведь все-таки не зря это место было выделено когда-то под санаторий. Хутор Вольный и вообще Церковщина – чудесное место для прогулок не только в пещерах, но и на свежем воздухе. Сказано – сделано, и вот мы уже идем по дорожкам, ведущим на вершину здешних холмов. Внизу у подножья склона бьют ключи, вверху же нас ждет абрикосовый сад. На месте разрушенного еще при татарском нашествии храма теперь стоит крест, который странным образом соседствует с наследством советского санатория – железной статуей, изображающей какую-то музу с лирой в руках. Собственно, эта муза и есть последней здешней достопримечательностью. Впереди туристов ждет простор, зелень, свежий воздух и возможность отдохнуть от мегаполиса. Город отсюда кажется удивительно далеким, расположенным где-то там, далеко, где лишь на горизонте белеют многоэтажные дома.
А вот прямо перед нами удивительное спортивное сооружение – трасса для автогонок, проложенная прямо по здешним склонам. В будние дни здесь царит удивительная тишина и умиротворенность, лишь ветер лениво перебирает афиши о проведении чемпионата Европы по мотокроссу. Добротный сельский тын огораживает территорию перед трибунами, а табличка уверяет, что перед нами VIP-зона. А еще в тени лениво стоит несколько мотоциклов, и что самое удивительное – без охраны. Впрочем, какому злоумышленнику придет в голову сюда лезть? Даже не совсем понятно, как сюда добираются зрители – неужели тоже на мотоциклетах? Последняя местная достопримечательность, которую мы оставляем позади, – это известный собачий приют, созданный группой энтузиастов на месте так называемой "будки", на открытие которого когда-то приезжала даже бельгийская принцесса Элизабет де Крой. Принцесса, кстати, с того времени вполне регулярно наведывается к своим подопечным, но это уже совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий