пятница, 17 июля 2009 г.

Мосты любви и смерти

Каждый уважающий себя город просто обязан иметь одну или даже несколько достопримечательностей, связанных с последними мгновениями жизни записных самоубийц. В зависимости от географических условий такими достопримечательностями могут быть возвышенности, с которых удобно сигануть в пропасть, а также глубокие (желательно с ледяной водой, а то и вовсе покрытые в зимнее, особо депрессивное время толстым слоем льда) реки. И хотя Киев особенно богат природными ландшафтами и водоемами, лучше всего для расчетов с жизнью, по мнению самоубийц здесь подходят рукотворные сооружения - мосты, которые пользуются постоянным спросом. Что подтверждает и печальная статистика. Причем, не только киевская… "Чертово" детище Евгения Патона Проектируя в начале прошлого века свое знаменитое детище, известное киевлянам нескольких поколений как "Чертов мостик" (официальное имя - Парковый мост), инженер-мостостроитель, автор нескольких монографий по проектированию и расчету мостов, будущий профессор с мировым именем Евгений Оскарович Патон наверняка догадывался, что по его мосту не только будут жуировать праздные обыватели, наслаждаясь при этом великолепным видом Заднепровья. Вполне романтичный мост с романтичными видами окрест, где время от времени рождаются влюбленные парочки, станет привлекать и несчастных влюбленных, а также иных неудачников, решившихся расстаться с жизнью по тем или иным причинам. Последним он пригодится более остальных, ибо станет стартовой площадкой в небытие. За годы существования мост сослужил недобрую службу очень многим. Было время, когда власти были вынуждены поставить неподалеку городового, однако и он чаще всего не мог помешать той или иной трагедии. В советское время этот Парковый мост даже закрывали, но самоубийцы каким-то образом все-таки проникали на него и совершали свой смертельный прыжок в пропасть… Ничего не помогало. Как не помогает и в наши дни… Давным-давно надобности в подобном мостике здесь не было, так как провал, через который перебросили в 1910-е годы рукотворную конструкцию, образовался из-за разрушения узкой перемычки естественного происхождения, соединявшей две горы, на одной из которых расположилось водонапорное хозяйство, а на другой - Царский сад. Много десятилетий вдоль обрыва киевских правобережных днепровских круч, начинаясь у нынешнего здания Филармонии и заканчиваясь у Мариинского дворца, проходила аллея, на которой вполне комфортно чувствовали себя не только пешеходы, но и любители верховой езды и даже путешественники в экипажах. В 1890-е годы этой аллеи уже не существовало, так как она разрушилась под воздействием сил природы и времени. Позднее ее кое-как укрепили, однако для проезда она уже не использовалась (разве что эксплуатировалась велосипедистами), оставаясь только широкой тропой. Так было и после постройки в 1912 году красивого металлического однопролетного арочного моста, части которого соединили между собой методом клепки. Кстати полотно моста устлали толстенными досками, способными выдержать приличную нагрузку, но все-таки на экипажах здесь, опасаясь часто случавшихся обвалов аллеи, уже не наблюдалось. Единственной проезжей дорогой от Крещатика в Липки с той поры стала Александровская (ныне - Грушевского) улица. Гнездо кукушки и его обитатели Благодаря разрушению перемычки и устройству над ее остатками моста, после вывоза большого количества осыпавшегося грунта появилась возможность создать от Александровской улицы и аж до набережной Днепра (исторические топонимы - "Козловка", "Провалье", "Аскольдова могила") транспортную артерию, по которой можно было спуститься от центра города (начало у главного входа на территорию стадиона "Динамо" имени Валерия Лобановского, до революции здесь была так называемая Долина роз Мариинского парка) вдоль холмов к Николаевскому цепному мосту. Проезжая по Петровской аллее или прогуливаясь по ней (так официально стали именовать новую дорогу с 1911 года, наименовав в честь победы Петра Великого над шведами под Полтавой) обыватель непременно миновал глухие яры - дикую часть Царского сада, излюбленное место обитания киевских босяков, получившее прозвище "Кукушкина дача". Словом "дача" тогда обозначали не только дома и поселения для загородного отдыха, но и вообще, участки земли, находящиеся под лесом и в казенном владении. Очевидно, дикая часть Царского сада, пребывая в заброшенном состоянии, вся в густых зарослях и была такой вот "дачей", где запросто в землянках и низеньких шалашах могли укрыться от посторонних глаз босяки и вообще - преступные элементы, выходящие на свой промысл именно там, где легче всего можно было затеряться. Киевляне побаивались этой местности, старались здесь без надобности не бывать, особенно в одиночку, жандармы время от времени устраивали безуспешные облавы. Так было до полного изгнания местных босяков на заре советской власти и обустройства здесь в послевоенное время (1950-е годы) нескольких забегаловок, которые киевляне второй половины ХХ века стали по старинке именовать "кукушками" Более того, даже в 1980-е годы, то есть всего четверть века назад и ваш покорный слуга время от времени посещал одну такую "кукушку", впрочем, официально тогда это и было безымянное кафе на Петровской аллее, да к тому же - единственное, где можно было в кругу друзей отведать красного вина, а также приготовить вкусный шашлык на одном из нескольких мангалов, специально установленных заведением для удовольствия посетителей, любивших делать шашлыки своими руками, а после отдохнуть на открытом воздухе, удобно расположившись на холмиках неподалеку. Интересно, что кафе с таким названием существует на аллее и сегодня, правда, ту легендарную "кукушку" 1960-80-х годов почти не напоминает. Ни сервисом, ни ценами, ни традициями. А традиции были еще те! На подворье "кукушки" часто "выясняли отношения" изрядно выпившие посетители. Вокруг заведения постоянно крутилась милиция, что спасало "кукушку" от разбоя и поножовщины, но облегчало кошельки некоторых изрядно надравшихся гостей заведения… Ослы-самоубийцы Мосты, как уже упоминалось, привлекают самоубийц. Скорее всего, - доступностью для совершения "аутодафе" и достигаемым при этом особенным эффектом, - самоубийство совершается у всех на виду, и, следовательно, его необратимые печальные последствия у всех на устах... Такая вот "посмертная слава"… Подходящих мостов для этого в мире более чем достаточно. Дурной славой кроме киевского "Чертового моста" в Украине давно пользуется Новоплановский мост в Каменец-Подольском, существующий с января 1874 года, с которого прыгали, прыгают и, увы, будут прыгать отчаявшиеся. После первых случаев суицида власти губернского Каменца решили "украсить" решетку моста остроконечными пиками, дабы и мысли облокотиться на перила у кого-либо не возникло. Не помогло. А нынче вообще никаких острых конечностей здесь нет. Прыгай, не хочу! Через Смотрич в Каменце перекинуто много мостов и мостиков. Но этот - рекордсмен во всех отношениях. И самый высокий, и самый длинный, и самый урожайный на самоубийц о чем свидетельствуют свежие могилки здесь же, у подножий его стройных опор. В Одессе существует не менее древний и впечатляющий всякого Строгановский мост. "Ведь он висит над бездной, - сообщал еще в 1913 году Александр Де Рибас. - Он снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку". Этот мост в Одессе действительно впечатляет и кажется, что, в самом деле "парит над пропастью". Машины и люди внизу выглядят игрушечными. Вполне подходящее местечко… "Замечательно, что такие же мосты самоубийств, - продолжает Де Рибас, - существуют чуть ли не во всех городах Европы. Проходя, однажды, в Мадриде по мосту, называемому El viaduc de Segovia, и обратив внимание на его высокие чугунные перила, я спросил о причине такой предосторожности. "О! - отвечал мне один испанец, - это для того, чтобы ослы и самоубийцы не бросались вниз". Послесловие В 1983 году обветшавшие конструкции воистину "чертова" моста специалисты двух солидных институтов - "Укрпроектреставрация" и "УкрПТКИмонтажстрой" заменили точной копией, а оригинал любезно передали в Переяслав-Хмельницкий историко-культурный музей-заповедник. К счастью он установлен просто на земле, а посему не является приманкой для самоубийц и вообще не представляет никакой угрозы. Хотя за более чем семьдесят своего служения мирному Киеву он сослужил и другую службу: с него прыгнули "на тот свет" десятки самоубийц.
источник: газета "Киевский телеграф" http://forumkiev.com/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.k-telegraph.kiev.ua%2FN72%2Fstarygor.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий