четверг, 16 июля 2009 г.

АРМЯНСКАЯ, СКИФСКАЯ И ДРУГИЕ ЛЕГЕНДЫ О ТРЕХ БРАТЬЯХ

Армянская легенда была записана еще в VII веке писателем Венодем Глаком и на нее обратил внимание известный ученый Н.Я.Марр. Содержание ее сводится к следующему. Некто Гисаней и Деметр имели трех сыновей по имени Куар, Метлей и Хореан. Куар построил город и назвал его своим именем — Куаром. Среди поля построил свой город Метлей и назвал его Метлеем. В области Полуны (полянская земля) построил свой город и Хореан и назвал его своим именем. Но затем, по прошествии времени, посоветовавшись, все братья поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с «благорастворением воздуха, так как был там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев». И построили братья там селение, и поставили двух идолов по имени Гисаней и Деметр. Не трудно догадаться о близости этой легенды к легенде летописца Нестора и легенде новгородских волхвов, где Кий — это Куар, Щек — Метлей, а Хорив — это Хореан.

Скифская легенда о трех братьях, о которой повествует греческий историк Геородот, является еще более древней, так как относится к V веку до н. э. Основное ее содержание сводится к следующим эпизодам. У некого Таргитая, родителями которого были: отец — бог Зевс и мать — дочь реки Борисфен (Днепр), было три сына: Липоксай, Апроксай и самый младший — Колаксай. При их жизни с неба на скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти предметы самый старший сын Липоксай, но когда он приблизился к ним, золотые вещи воспламенились и он отступил назад. Когда подошел средний сын Апроксай и попытался их взять, с золотом произошло то же самое и он отступил. С приближением же младшего из братьев Колаксая к золоту, оно потухло и он принес все предметы в свой дом. После этого старшие братья решили уступить младшему брату все царство. Как показал Б.Рыбаков, существует родство скифского Таргитая и славянского Дажьбога — сына Зевса- Перуна. При этом старшему сыну Липоксаю, как правителю гор, соответствует славянский Кий, а среднему, Апроксаю, как царю глубин («апро» по скифски — «глубина»), соответствует славянский Щек, где имя Щек Н.Марро расшифровывает как «змей». Наконец, брату Колаксаю, являющемуся Солнце-царем, соответствует славянский Хорив (Хорс — бог Солнца). Таким образом славянские Кий, Щек и Хорив лишь в поздней легенде киевского летописца Нестора стали основателями Киева. Ранее же в «Велесовой книге» новгородских волхвов они почитались сыновьями Ария, отцом которого был Дажьбог — сын Перуна. А еще раньше (в армянской легенде) они считались сыновьями Гисания и Диметра. И, наконец, в скифской легенде V века до н. э. Кию, Щеку и Хориву соответствуют Липоксай, Апоксай и Колаксай, сыновья скифского Таргитая. Тем не менее, несмотря на сходство легенды о Кие, Щеке и Хориве с различными историческими легендами о трех братьях, большинство из видных ученых-историков считают правдоподобным существование Кия и его княжение в Киевском княжестве в пределах VI столетия (А.Шахматов, А.Пресняков, Д.Лихачев, Б.Рыбаков, П.Толочко, Н.Полонская-Василенко и др.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий