четверг, 16 июля 2009 г.
Киев начался с речки Киянки
"Полянский князь Кий действовал, вероятно, в конце V - первой половине VI века. Его первой резиденцией была Замковая гора на берегу речки Киянки возле Подола, а потом была построена крепость на высоком берегу Днепра, где позже существовала крепость Владимира I", - считал академик Рыбаков.
В таком ясном и четком изложении, казалось бы, не может быть разночтений. Но упомянутая древняя речка Киянка наводит на серьезные размышления. Можно ли ее назвать "рекой Кия"? Или же, наоборот, сам князь получил имя благодаря этому источнику?
Эти вопросы задавало себе не одно поколение исследователей. Так, в начале прошлого века историк Орлов в монографии "Происхождение названий" писал: "Название Киева следует производить от речки Киянки, которая впадала в Глубочицу. В этом случае город в отношении происхождения своего имени не является каким-либо исключением, и мифического Кия надо навсегда оставить в покое".
Но историки, лингвисты и археологи продолжали вести поиски, не сомневаясь в реальности полянского князя, с целью "докопаться" до истинного значения его имени. Тредиаковский еще в ХVIII веке популярно изложил свою точку зрения: "Кий есть жезл по-славянски, и слово сие доныне в употреблении у малороссиян сим знаменованием". Его современник Болтин на примере венгерского языка добавлял, что "киес" - это еще и "веселый", а Оболенский был уверен, что в названии города решающую роль сыграли "куявы" - лодки на которых перевозили людей через Днепр.
А вот академик Греков говорит о Куявии как о державе, основанной антами (или полянами) в VI-VII веках с центром в Киеве. Об этом государстве свидетельствуют и арабские письменные источники. В конце ХIХ века неожиданный вывод сделал руководитель археологических раскопок Хайновский. По его мнению, в V веке на киевских холмах осели греки-колонисты (хиосцы или кианеи), после чего "современники стали называть поселение Киосы Кианами, что впоследствии преобразовалось в киян и Киев".
Также существует гипотеза, согласно которой древнему поселению, расположенному на месте нынешнего Киева, было бы сейчас 20 тысяч лет, а имени города - 5 тысяч. Этимологи сделали это открытие, исходя из саамского слова "кий", что означает "каменный массив, выступающий из воды". Саамы являлись потомками древнейшего восточно-европейского народа, который первым достиг побережья Северного Ледовитого океана вслед за отступившим 11 тысяч лет назад ледником.
Посему и топонимика Поморья изобилует саамскими названиями: Кольский полуостров (от "коль" - рыба), Соловки (буквально - "острова"), Кий - остров и т. д. Кстати, саамское "кий" означает не только воду, а и реку. Следовательно, древнеславянское "Кыев" может звучать в переводе как "поселение на каменном массиве, выступающем из реки".
И уже совсем неожиданную версию о происхождении стольного града предлагают в книге "Прелесть тайны" (1992) киевские ученые Фурдуй и Швайдак: "Рассматривая название столицы Украины "КИЕВ" справа налево (по ходу света на Луне), получаем интересную семантическую расшифровку этого топонима, связанную с книгой Моисея "Бытие". При таком прочтении получаем "ВЕИК" или "ВЕЙХ". Повторение этого буквосочетания дает "ЙХВЕ" или "ЯХВЕ", что означает "Я ЕСТЬ СУЩИЙ". Название города свидетельствует, что именно в данной точке Вселенной возникла мыслеформа Бога Вседержителя. Затем, согласно Моисею, Бог сотворил Небо (Уран) и Землю (Гею). Слово "УКРАИНА" может быть трансформировано как "УРАН-КИА-УРАН-ГИА-УРАН-ГЕЯ". Итак, на основании кабалистического анализа можно утверждать, что в День первый Бог создал Украину"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий