Древнейшие из известных поселений человека на территории современного Киева относят к периоду позднего палеолита (древнего каменного века - около 15-20 тысяч лет тому назад). Места стоянок первобытного человека, охотившегося на мамонтов и шерстистых носорогов, довольно многочисленны. Палеолитическая стоянка на улице Кирилловской была открыта известным украинским археологом В.В.Хвойкой в 1893 году и исследовалась им до 1900 года. По результатам исследований ученых можно судить о том, что люди позднего палеолита еще ощущали непосредственное влияние последнего оледенения, жили в суровых климатических условиях. Они занимались охотой и собирательством, строили свои жилища из костей животных и их шкур. Интересно, что на Кирилловской стоянке были обнаружены несколько крупных обломков бивней мамонта, покрытых геометрическим и условно-фигуративным орнаментом. По всей видимости, они являются древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Киева или же отражают древнейшие религиозные представления первобытных людей. Аналогичные древние поселения периодов палеолита, мезолита (средний каменный век) и неолита (новый каменный век) были обнаружены и в других частях города: в Протасовом Яру, в районе Соломенки и Совок, на Оболони и Приорке, на Лысой горе, Вигуровщине, в Пирогове, в Чапаевке, близ Никольской слободки и в ряде других мест. Орудия труда в эпоху палеолита (резцы, скребки, ножевидные пластины и т.д.) изготовлялись из камня и костей животных. В мезолитическую эпоху (10-8 тыс. лет тому назад) произошли важные изменения в экономической и социальнойй жизни общества, обусловленные, прежде всего изобретением лука и стрел. В этот период также были предприняты первые попытки приручения диких животных, получило развитие собирательство, возникло рыболовство. Неолит (6 - 4 тыс.до н.э.) - время формирования племенного строя, при котором экономической и социальной основой был, очевидно, матриархальный род. Эта эпоха характеризуется появлением керамики (глиняной лепной посуды), усовершенствованием орудий труда и техники их изготовления, переход к земледелию и скотоводству, возникновением новых отраслей хозяйства, например, ткачества. Однако, ведущими формами хозяйства по-прежнему оставались охота, собирательство и рыболовство. Трипольская культура. На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы - энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения были вытеснены патриархатом. В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен так называемой Трипольской культуры (4 - 3 тыс. до н. э., получила название от села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, (иногда несколькими кругами) с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стены жилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очаги или глинобитные печи. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и пахотным (с применением тягловой силы - быка) земледелием развивалось и скотоводство. Определенную роль продолжали играть охота, рыболовство и собирательство. Высокого совершенства трипольцы достигли в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающем их мире. Трипольцы, по-видимому, исповедовали культ плодородия и культ предков, обожествляли силы природы. Кроме посуды, были обнаружены несколько статуэток из темно-красной и черной глины, изображающих женские фигурки. Среди многочисленных каменных и костянных орудий труда уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг. Рядом с поселениями трипольцев были обнаружены коллективные захоронения, дающие представления о загробных ритуалах представителей этой культуры. Усопших хоронили на спине в вытянутом положении, головой на запад. Позднее трипольцы стали кремировать умерших, остатки праха ссыпали в сосуды-урны или в небольшие округлые ямки. Рядом клали посуду, орудия труда, оружие и украшения, среди которых находят довольно интересные экземпляры, например, медные пластинчатые браслеты, янтарные бусы. Большое количество оружия из металла свидетельствует, по мнению ученых, о патриархальном укладе трипольского общества и о выделении родовой верхушки, т.е. о начале формирования классового общества. Эпоха бронзы. На территории Украины эпоха бронзы датируется концом 3-го - началом 1-го тыс до н.э. Она характеризуется дальнейшим развитием земледелия и скотоводства, распространением бронзовых изделий. Из бронзы, которая тверже меди и более легкоплавка, изготовляли различные орудия труда, оружие, украшения. Однако полностью заменить изделия из камня бронзовые предметы еще не могли. В эту эпоху заметно усилилось имущественное и социальное неравенство между отдельными семьями. В связи с частыми войнами и борьбой за территории стали формироваться крупные союзы племен. В конце 3-го тыс. до н.э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега Среднего Поднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры, ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культуры строили из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в их хозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство. Ранний железный век. Эта эпоха, сменившая в начале 1-го тыс. до н.э. эпоху бронзы, стала заключительным периодом в истории первобытного общества Восточной Европы. Праславянские племена, жившие на территории Киева в этот период, достигли достаточно высокой ступени развития. Поселения из деревянных домов - полуземлянок располагались на невысоких, пригодных для земледелия участках. Наибольшего мастерства праславянские племена достигли в бронзолитейном деле и изготовлении глинянной посуды. К раннему железному веку ученые относят найденный в 1852 году при строительстве Анатомического театра (теперь улица Хмельницкого, 37) бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Освоение железа имело огромное значение для развития всех отраслей хозяйства, скотоводства, ремесел, военного дела. С возникновением постоянной угрозы со стороны причерноморских племен киммерийцев (VIII в. до н.э.), а затем скифов (VII в. до н.э.) лесостепные племена вынуждены были строить укрепленные поселения-городища, иногда довольно больших размеров. Поселения этого времени открыты на территории Кирилловского заповедника (в 1959 году), в Бортничах, Боярке и ряде других мест. В середине 1-го тысячелетия до н. э. населявшие территорию современного Киева племена установил отношения, носившие характер натурального обмена с кочевыми южными "соседями" - скифами и античными государствами Северного Причерноморья. В начале новой эры местное население уже поддерживало интенсивные торговые связи с восточными провинциями Римской империи. Об этом, в частности, свидетельствуют находки как единичных римских монет 2 - 4 в.в., так и их кладов, обнаруженных на территории города. Памятники древних культур на территории современного Киева свидетельствуют о ее заселении в период от позднего палеолита до 3 в до н.э. Однако, поселения каменного, медного, бронзового и раннего железного веков составляют предысторию Киева и рассматриваются учеными как докиевские.
Древние славяне и возникновение Киева. В конце 1-го тыс. до н.э. на территории Среднего и частично Верхнего Поднепровья сложилась так называемая Зарубинецко-Корчеватская культура (название получила от с. Зарубинцы Киевской обл., а также от пос. Корчеватое, где впервые были обнаружены ее памятники. Зарубинецкая культура существовала с 3-го в. до н.э. до 4-го в. н.э. По мнению большинства исследователей, носителями этой культуры были раннеславянские племена. Представители этой культуры занимались земледелием и скотоводством, рыболовством, охотой и собирательством. Они владели также рядом хорошо развитых ремесел, в том числе, гончарным, железообрабатывающим и ювелирным. Вели обменную торговлю с античными городами Северного Причерноморья. Одним из важнейших районов развития Зарубинецкой культуры являлась территория современного Киева, где известно около 14 поселений и 2 могильника. Археологические материалы свидетельствуют о том, что зарубинецкие поселения на территории будущего Киева достигли наивысшего расцвета во II - III в.в. н.э., после чего началось постепенное их угасание. Материалы, которые можно было бы отнести к IV-му в., встречаются чрезвычайно редко, а археологические находки первой половины 5-го века на террритории Киева практически неизвестны. Причиной резкого спада экономики славянских племен в 5 в., вероятнее всего, явились опустошительные набеги кочевников (гуннов) на земледельческие лесостепные племена. Новый подъем развития материальной культуры на территории Киева начался в конце 5-го века, когда у восточных славян появились качественно новые поселения - административно-политические центры племенных союзов. Таким центром полянского союза племен и стал Киев. Возникновение древних восточнославянских городов теснейшим образом связано с зарождением древнерусской государственности. На этих землях тогда жило славянское племя полян, "мужей мудрых и смышленных". Древнерусский летописец Нестор, давший полянам такое определение, начинает свою "Повесть временных лет" с рассказа о том, "откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал раньше княжити". Далее, в недатированной части "Повести", рассказывается об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, и сестрой их, Лыбедью. Город был назван в честь старшего брата - Киевом. Согласно данным Нестора, Кий был полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Несмотря на выводы древнерусского летописца о славянских корнях основателей Киева, историки в разное время приходили к самым противоречивым выводам относительно их происхождения, приписывая основание города то сарматам, то хазарами, то готам, то гуннам, то аварам, то норманнам. Однако, о славянском происхождение основателей города свидетельствует не только "Повесть временных лет", но и другие источники (например, Новгородская и Никоновская летописи, летописные данные "Синопсиса"). В них Кий называется родоначальником киевский княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства прямых его потомков - Аскольда и Дира , - норманнами (хотя некоторые историки, в частности Н.М.Карамзин, считали Аскольда и Дира не славянами, а пришлыми варягами, земляками Рюрика, и само название - росы или руссы - выряжским, не имеющим отношения к этническим славянам). В "Повести временных лет" далее, после рассказа о Киеве, повествуется о событиях, которые происходили(это установлено достоверно), в конце VI в. - 1 пол. VII в. Следовательно, деятельность князя Кия можно отнести к более раннему периоду. Упоминание о строительстве Киева (Куара) тремя братьями в стране полян (Палуни) имеется и в армянской хронике "История Тарона" Зеноба Глака, датируемой ныне концом VI-го века. Археологический культурный слой на Замковой горе, датируемый по византийским монетам императоров Анастасия 1 Дикора (491-518), и Юстиниана 1 (527-565) концом V - началом VI веков, свидетельствует, что Киев как поселение с городской уже инфраструктурой возник именно в этот период. Еще в 1908 году археологи обнаружили на Старокиевской горе остатки небольшой крепости, окруженной валом и рвом. На основе датировки обломков глиняной посуды корчакского типа, ее возведение относят к V - VI векам, т.е. ко времени правления князя Кия. Есть основания считать, что до сооружения крепости на Старокиевской горе резиденция князя размещалась на Замковой горе. Именно с этого времени Киев стал постепенно обретать черты феодального города. Ведущими функциями раннесредневекового городского центра на первом этапе были не столько социально-экономическая, сколько административно-политическая и культовая. Киев стал выделяться из окружавших его поселений, расположившись на важнейшем перепутье дорог. Кроме того, находясь на границе двух различных образов жизни, двух миров (оседлого и кочевого), Киевская крепость была надежно укрыта лесами от кочевых орд степи. Видимо, уже в это время Киев стал и сокральным центром племен, объединившихся в полянский союз. В 1909 году археологической экпедицией В.В.Хвойки было открыто каменное языческое святилище (т.н. капище) в самом центре древнейшего киевского городища. Вероятнее всего, найденный жертвенник был связан с культом славянского бога Световида (хотя некоторые ученые склонны видеть в нем капище княжеско-дружинного бога Перуна). Время сооружения найденного святилища относят к концу Vв. - нач. VIIв. | ||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий