В минувшую пятницу исполнилось полтораста лет со дня рождения великого украинского артиста. «Газета…» рассказывает об улице его имени Выходец из рода Тобилевичей – самой театральной семьи Украины, родной брат Карпенко-Карого и Садовского, он взял свой сценический псевдоним от речки Саксагань, протекавшей в его родных краях.
Блестящий характерный актер, режиссер, педагог Панас Карпович даже на восьмом десятке лет, когда у него отнялась рука, продолжал выступать перед зрителями на клубных сценах. Первым из драматических актеров Украины он получил звание Народного артиста СССР.
К слову, именно Саксаганский в свое время виртуозно воплотил в театре образ Свирида Голохвастова в комедии Старицкого «За двумя зайцами», столь полюбившийся киевлянам по кинороли Олега Борисова. Кстати, в репертуаре столичного театра «Колесо» есть комедия Саксаганского «Шантрапа».
Похоронили Панаса Саксаганского, скончавшегося в 1940 году, на главной аллее Байкова кладбища. А в уютной местности вблизи университета проходит улица, названная в его честь. Когда-то здесь жили одни жандармы Центр Киева невозможно представить без нынешней улицы Саксаганского. Здесь сохранились целые кварталы старинных нарядных зданий, многие из них отмечены мемориальными досками. Чтобы во всех подробностях рассказать о них, не хватит не то что газетных полос, но и объемистого тома. Однако еще лет двести назад здесь была незастроенная окраина. А в середине позапрошлого века в этой местности квартировала жандармерия, размещались конюшни жандармского полка. К ним примыкали сразу две улицы: одна – Большая Жандармская – шла со стороны Большой Васильковской, другая – Малая Жандармская – продолжала первую до современной площади Победы. Лишь к 1880-м годам они сомкнулись в единую Жандармскую улицу. Но затем ее переименовали в Мариинско-Благовещенскую. Сдвоенное название отражало примечательные постройки на противоположных сторонах улицы. Любовь, Медицина и Милосердие Сразу после русско-турецкой войны, в 1878 году, в Киеве была организована Мариинская община сестер милосердия, которая занималась организацией сестринской помощи раненым воинам. Столь благородная цель встретила самое сочувственное отношение у киевлян. Главные потребности общины были обеспечены пожертвованиями доброхотов. Так, известный филантроп Никола Терещенко предоставил 10 тысяч рублей на покупку обширного земельного участка (свыше 40 «соток») по нынешней Саксаганского, 75. Поначалу для размещения сестер и больничных палат выстроили небольшие здания, но в 1912 году община неожиданно получила крупную сумму. Благотворительная лотерея, устроенная председательницей общины, генеральшей Верой Мавриной, принесла неслыханный доход – свыше 200 тысяч! Этого было достаточно для возведения нового крупного корпуса. Автор проекта, архитектор Валериан Рыков, воплотил в нем любовь к итальянскому Возрождению, к шедеврам Андреа Палладио. Чистейший палладианский фасад украшен рельефами на тему ухода за ранеными (скульптор Федор Балавенский). Над центральной частью здания возвышаются четыре женских статуи, символизирующие Милосердие, Жизнь, Любовь и Медицину. Теперь в этих стенах – Институт гигиены труда. А от Благовещенской церкви осталась только школа Вторую половину своего старинного названия улица получила от приходской Благовещенской церкви. Ее выстроил в 1887 году архитектор Владимир Николаев на средства, пожертвованные киевским мэром Иваном Толли. К сожалению, храм, выдержанный в монументальных византийских формах, был в 1935-м снесен. Вместо него поставили здание нынешней школы №21. От церковного подворья по Саксаганского, 64 уцелело только бывшее строение церковно-приходской школы (его сейчас занимает ветеранская организация). Кстати Именем артиста назвали не ту улицу Среди крупных жилых зданий на улице Саксаганского, старых и новых, выделяется группа скромных по размеру двухэтажных строений. Здесь сосредоточены мемориальные помещения выдающихся деятелей украинской культуры, дома-музеи Леси Украинки (№97), Николая Лысенко (№95), Михаила Старицкого (№93). Их семьи жили буквально бок о бок. По соседству с ними оказалось и здание, в котором провел свои последние десятилетия Панас Саксаганский. Оно стоит в том же квартале, но выходит на параллельную Жилянскую улицу (№96). На его фасаде установлена мемориальная доска с портретом артиста. Напрашивается вопрос: почему же именем Саксаганского назвали не эту улицу, а другую? А дело, очевидно, в том, что прежняя Жилянская была еще раньше переименована в честь революционера Бориса Жадановского, руководившего в 1905 году солдатским восстанием (как раз на этой улице саперы под командой Жадановского вступили в стычку с войсками, подавившими восстание). По тогдашним идейным приоритетам, имя революционера было неприкосновенным. Так что память о Саксаганском увековечили на соседней улице. Зато Жилянской теперь вернули историческое название. Хотя, напомним, что Панас Карпович удостоился «именной улицы» еще при жизни, в 1937 году. Непосредственно перед этим она носила имя большевика Леонида Пятакова, замученного гайдамаками в начале 1918-го. Казалось бы, у сталинского режима не могло быть к нему претензий. Но... именно в 1937-м вынесли смертный приговор его младшему брату Георгию (Юрию) Пятакову как «врагу народа», и название «улица Пятакова» оказалось неподходящим.
Статуи на бывшем здании Мариинской общины. Фото автора
Благовещенская церковь. С открытки начала ХХ века Панас Саксаганский в роли Свирида Голохвастова Бывшая Благовещенская приходская школа
Комментариев нет:
Отправить комментарий