пятница, 17 июля 2009 г.

Очаровательные Киевские бабы


Несмотря на то, что городом столетиями управляли мужчины, большая часть киевских топонимов посвящена прекрасной половине человечества. Начнем с Бабиного торжка. Почему -- Бабин? На первый взгляд все просто: кому, как не женщине, ведать хозяйством и ходить на рынки? Праславянское слово "баба" в древности означало не только особу слабого пола, но и жену.Однако нужно отметить, что во времена великого князя Владимира Бабин торжок был центральной частью стольного града -- здесь размещались княжеский дворец и Десятинная церковь. Площадь украшали бронзовая квадрига и античные статуи, вывезенные Владимиром из Корсуня. Хотя Нестор-летописец трактует эти трофеи по-своему: "Захватил князь двух медных идолов и четырех медных коней". ("Повесть временных лет").
"Идолы" (или бабы) известны со скифских времен. Возможно, в этой местности задолго до Крещения Руси стояли каменные изваяния и располагался торг, который так и нарекли -- Бабиным. Не исключено также, что и греческие скульптуры киевляне-язычники приняли за "баб".Название Бабий яр чаще всего ассоциируется у нас с трагическими событиями. А в старину глубокий овраг, длиной в три километра, с журчащими по дну ручьями и всевозможными дарами природы -- ягодами, грибами и зарослями папоротника -- был любимым местом отдыха жителей Лукьяновки и Сырца.
Бабье озеро на Трухановом озере. Вероятно, назвали его так уже в период заселения местности рабочим людом, когда в конце ХIХ века здесь возвели мастерские Днепровского пароходства. До войны остров пересекало более 12 улиц, и озеро могло служить не столько местом для купания, сколько для хозяйских нужд (стирки, полоскания, вольеров для гусей). А кто обременен этими заботами? Естественно, женщина. Кстати, на Трухановом острове есть еще и залив Старуха.Именно в возрасте старухи, как известно, пребывала и Баба Яга. Урочище "Чертова (бесноватая) баба" располагалось в древности на территории нынешних Беличей. Польские историки считают, что ею в период татаро-монгольского ига являлась хозяйка местности -- большая грешница.А вот во времена средневековья, когда в начале июля ведьмы улетали на Лысую гору, киевляне отмечали всенародный праздник "Бряква" (своего рода -- женский день). Украшенных цветами и разноцветными лентами девушек и женщин в первые дни Петровок мужчины носили на руках. Особенно доставалось мужьям "со стажем" -- запряженные в сани или телегу они возили своих супруг туда, куда они укажут. Уважительное отношение к женщине проявилось и в наименованиях новых улиц. Так, современная Институтская сначала называлась Девичьей (от института благородных девиц).Есть в Киеве и Девичь-гора. С ней связана самая поэтическая легенда о сестре основателей города Лыбеди. Хотя молодая княжна жила здесь в полном уединении, слава о ее красоте перешагнула границы Приднепровья.
Десятки кавалеров предлагали ей руку и сердце -- ежедневно к стенам дворца прибывали гонцы с ответственными поручениями от своих монархов. Но Лыбедь с равнодушием относилась к этому, зачастую отказывая жениху в аудиенции.
Прошли годы. Сваты перестали обивать пороги княжеского дома. И в наступившем затишье Лыбедь все чаще задумывалась над своей судьбой. Она поселилась в высокой башне и часами сидела у окна, глядя на безлюдную дорогу. По щекам княжны катились слезы, которых накопилось так много, что образовалась река.Сегодня Девичь-гору можно увидеть выйдя на станции метро "Выдубичи". Она расположена там, где Лыбедь впадает в Днепр.
Дмитрий ЛАВРОВ Сегодня

Комментариев нет:

Отправить комментарий