четверг, 16 июля 2009 г.

Легенды, расказанные устами самих киевлян

Самая вонючая легенда Киева
Угадали, про что это? Правильно, про речку Лыбидь. Но появились планы вернуть водам легендарной реки былую чистоту и устранить причину подтоплений в центральной части города Все-таки сурово обошлась судьба с древнекиевской княжной Лыбидью. Имя той, что вместе с тремя своими братьями упоминается в легендах как основательница Киева, сейчас эксплуатируется в этом городе лишь как название местных предприятий да завлекалочка для туристов. Экскурсоводы с удовольствием таскают гостей города по местам, носящим имена легендарных братьев Лыбиди – Кия, Щека и Хорива. А вот показывать чужеземцам сестру – точнее, речку ее имени – Лыбидь, протекающую через пять районов города и носящую имя княжны, – стесняются. И правильно делают: увидев однажды «лицо» современной Лыбиди, гости города, пожалуй, остерегутся вернуться сюда во второй раз. Сейчас главная функция Лыбиди, по словам специалистов, – служить в Киеве одной из основных систем водоотвода. Однако на днях вышло распоряжение горадминистрации о создании комиссии по обследованию русла реки и прилегающей территории. В дальнейших планах властей, как следует полагать, – приведение древнейшей речки в порядок. Только вот что подразумевать под «порядком»? Мутная речка в бетонных берегах Секретарь комиссии Игорь Богданов, заместитель главного инженера КП «Киевавтодор», в ведении которого до недавнего времени находилась Лыбидь, «новейшую историю» речки знает лучше других. По его словам, последний раз «реконструкция» речки проходила в конце 50-х – начале 60-х, но с тех пор ситуация в городе изменилась, и сейчас Лыбидь просто не справляется с той нагрузкой, которая на нее ложится, особенно после дождей и во время таяния снега. К ней со всех сторон подходит бесчисленное множество коллекторов, питающих ее водой. Во время половодья или обильных дождей она переполняется и выходит из своих бетонных берегов, подтапливая окрестные улицы. Единственный беспроблемный участок – от Московской площади до Южного моста, который реконструировали в конце 80-х, когда здесь строилась сквозная магистраль. В этом месте Лыбидь спрятали под землю, в просторный коллектор. А вот по территории Шевченковского и Соломенского районов, где она протекает по своему естественному руслу, но в «бетонных берегах», она разливается уже после среднего дождя. В конце 70-х спрятали «в трубу» и около 300 метров реки в районе Воздухофлотского моста, но это только усугубило проблему. Именно отсюда начинается самый проблемный участок Лыбиди, и тянется он через площадь Победы аж до Московской площади. Киевляне, наверное, помнят, что во время дождей в начале ул. Старовокзальной всегда стояла глубокая лужа – это разливалась Лыбидь. Первые реальные шаги по исправлению ситуации были предприняты «благодаря общественности» лишь в 1989 году, рассказывает директор КП «Плесо» Николай Щепец, на балансе которого с прошлого года числится река. Тогда разработали технико-экономическое обоснование оздоровления Лыбиди. Этот документ ставил задачу «полностью восстановить природный облик реки». – Теми планами предусматривалось много вещей, которые непосильны и просто нереальны в наше время, – сокрушается Николай Щепец. Например, мыслимое ли дело – сделать Лыбидь вновь судоходной рекой, какой она считалась в древности? Конечно, это нереально, и не только потому, что изменились размеры судов. Сейчас лишь на двух-трех участках Лыбидь протекает по своему естественному руслу, на остальных же втиснута в бетонные берега, а то и вовсе в коллектор. Еще предлагалось устроить из вод Лыбиди озеро – то ли в районе молокозавода №1, то ли вблизи вокзала. В первом случае пришлось бы ради этого переносить предприятие (а это миллионы гривен), во втором еще «лучше»: под водой оказалась бы вся площадь Победы. Хотя рациональные зерна в том проекте были, и они будут использованы в предстоящей работе. Речь идет прежде всего о том, чтобы очистить воды Лыбиди от промышленных и бытовых стоков. И хотя собирать стоки – основная работа Лыбиди, очистить ее посильно и просто необходимо, считает Николай Степанович. Будет что показать туристам Кроме того, еще 13 лет назад говорилось о необходимости оздоровить истоки Лыбиди. У этой речки их, как известно, два. Один находится в парке «Отрадный», а второй – возле железнодорожной станции «Караваевы дачи», почти сразу за радиорынком. – Нужно облагородить их, может быть, поставить памятные знаки, чтобы люди могли прийти посмотреть, как рождается река, – делится планами Николай Щепец. Еще один участок, который, по его мнению, просто необходимо восстановить в его естественном состоянии, – в районе Лысой горы, километра за два до того места, где Лыбидь впадает в Днепр. Здесь Лыбидь течет в своем природном русле, без бетона и труб. Сейчас запахи там стоят ужасные. А ведь эта зона считается заповедной. Еще в этом году планируется освоить первые 75 тысяч гривен на приведение в порядок части реки, которая протекает по территории Шевченковского района – это 2,4 км. Этот участок очень любят диггеры, а специалисты считают его самым проблемным. В двух местах Лыбидь прячется в коллектор, а кроме того, она протекает по территории пяти предприятий, чьи коммуникации проходят поперек реки и перегораживают ее. Администрации «Ленинской кузни» и других предприятий неоднократно выдавались предписания очистить русло реки, однако они до сих пор не выполнены, и контролировать процесс невозможно, сетует Николай Щепец. После того, как Лыбидь перешла в руки КП «Плесо», специалисты этого предприятия начали чистить решетки перед входом в подземные коммуникации – вручную, поскольку техника там не пройдет. – Это уже дало эффект, – говорит Н. Щепец. – В этому году, например, был только один случай поднятия уровня воды, 7 мая. Изменится ли ситуация после обследования реки? «Будем смотреть», – неопределенно отвечает он. И все-таки есть один нюанс, который позволяет надеяться, что нынешнее распоряжение вернуть реке жизнь не останется лишь благим намерением. До прошлого года Лыбидью владели районные подразделения «Киевавтодора» – ШЭДы. Сейчас вся она в ведении КП «Плесо», которое «довело до ума» уже не один водоем в городе. Может, и Лыбиди повезет? – Прежде чем начинать крупномасштабные работы, нужно сначала разработать и утвердить проект на весь участок, – считает Н. Щепец. – Тогда в следующем году проект будет разработан, а в 2006-м – реализован. Во всей этой затее есть, помимо интересов прикладных, большая доля моральных обязательств. Гоже ли, что один из символов города стыдливо замалчивается, потому что за десятилетия нещадной эксплуатации легендарная Лыбидь превратилась в речку-вонючку?
Легенды Дома Городецкого
Есть в Киеве дом, который знают все, даже не киевляне - "Дом с химерами" или "Дом с русалками”. Это особняк Владислава Городецкого, очень известного киевского архитектора начала века. Большинство сооруженных им домов не сохранилось. Немногие оставшиеся здания -украшение нашего города. Они отражают модный в начале века “исторический” стиль или, как его презрительно именовали в советские времена, ”эклектика”, то есть подражание. И пусть Музей украинского искусства (“Дом со львами”, как его называют киевляне) - подражание Древней Греции; Николаевский костел на бывшей Красноармейской - тоже подражание, на сей раз готике, а караимская кенесса на Ярославовом Валу – подражание чему-то восточному. Ведь Городецкий, со знанием дела используя исторические стили, как бы давал киевлянам на конкретных примерах урок истории архитектуры. А вот в доме №10 на Банковой архитектор создает уникальный образец стиля модерн. Используя неповторимый киевский ландшафт, он выбирает очень неудобный для строительства участок на крутом обрыве. И здание вырастает, как замок на утесе. Источником вдохновения для Городецкого служит флора и фауна: свойственная растениям извилистость линий, случайный характер их переплетений, фантастичность и причудливость форм, которые используются в модерне с огромной творческой свободой. И фасад здания поражает скульптурными группами и украшениями, предающими ему необычный, запоминающийся силуэт. Не зря украинский архитектор В. Ясиевич сравнивает его со знаменитым “Каса Мила” в Барселоне, сооруженным Ангонио Гауди. С творениями Гауди сравнивает Дом Городецкого и наш соотечественник Виктор Некрасов: “Стремление и умение из камня и цемента вить веревки, лианы, сети, уничтожать камень как таковой, превращать его в цветы, растения, животных, создавать архитектуру, уничтожая, ее устоявшиеся принципы, вот что сближает этих двух архитекторов - русского и испанского. “Дом Городецкого” - это, конечно, не просто дом, это сказка, приключенческий рассказ, детская иллюстрированная книжка… Там вырастают из стен слоны, носороги, антилопы и громадные жабы на крыше, и наяды верхом на усатых дельфинах и в канелюрах колонн извиваются маленькие ящерицы и змеи, а на решетке дома дикий барс (или что-то ему сродни) сражается с могучим орлом....” Конечно, это фантазийное сооружение быстро обросло легендами. Они, оказались долговечными, О Доме говорят, что это память о прекрасной возлюбленной архитектора, или что это - память об утонувшей дочери его. Последняя легенда особенно популярна, ее подпитывают и остатки усадьбы с прудом и сохранившимся полуразрушенным фонтаном, и внутренний интерьер вестибюля, изображавший морское дно, и девы верхом на дельфинах, которые воспринимались как русалки. Легенды бывают и уничижительные. Так возникла в советское время байка о том, что весь фантастически живописный облик здания – лишь реклама цемента и нового строительного материала железобетона. Как -будто не из этого же материала были созданы скульптурные украшения и Костела, и Музея, ажурная резьба арабесок караимской кенасы выполнена тоже в бетоне, а не в камне. Кстати, скульптурное оформление всех этих зданий было создано по эскизам самого Городецкого киевским скульптором итальянского происхождения Элио Сала, а крупнейший в Киеве подрядчик Лейба Беркович Гинзбург осуществлял строительство всех самых значительных архитектурных сооружений города, в том числе и Дома Городецкого. Как бы то ни было, этот дом - самая замечательная легенда Киева.
Андреевская церковь
Существует легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье. Жемчужина барокко - Андреевская церковь заложена в 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Андреевская церковь построена в 1749 - 54 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска. Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.Мичурин. Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена. К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви - балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра. По Андреевской церкви молния била три раза. Гроза, разразившаяся над Киевом вечером 22 апреля 1892 года, не прошла бесследно. Один из ударов молнии попал в Андреевскую церковь. Электрическая искра проникла внутрь храма и здесь испортила позолоту и обвалила штукатурку у трех окон. Обожжена цепь, на которой подвешены паникадила перед алтарем. Молния едва не попала в псаломщика. "За несколько последних лет это уже третий случай удара молнии в Андреевскую церковь. Ввиду этого властям следовало бы позаботиться об устройстве здесь громоотвода", — писали тогда газеты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий