Крещатик для Киева то же самое, что Елисейские поля для Парижа или Piccadilly Circus для Лондона. Впрочем, главная улица столицы Украины обладает двумя особенностями. Это одна из самых коротких в мире центральных магистралей – около 1200 метров в длину, и существует как улица всего около 200 лет.Впрочем, местность, на которой расположен Крещатик, ведет свою историю с незапамятных времен. Сегодня, пожалуй, трудно представить, что территория центральной столичной магистрали в течение многих столетий была не чем иным, как… обычным пригородом! Тут не было никаких строений, а здешние леса были обильно населены дикими зверями и птицами. У киевлян это было любимое место охоты. Охотились здесь с помощью развешивания поперечных сетей, в которые загоняли добычу. Такие сети назывались перевесами, в силу чего саму местность стали звать Перевесище – именно под таким названием ее упоминает киевский летописец середины Х века.В более поздние времена территорию современного Крещатика пересекали важные транспортные артерии, соединявшие Подол и Верхний город – с Печерском и Лаврой. Видимо, тогда же эта местность начала терять статус охотничьих угодий. Кроме того, начиная с XVII столетия, на холмах возле нынешнего Крещатика появились казацкие хутора, жители которых занимались, с разрешения городских властей, производством водки. Местность понемногу осваивалась, но до ее оформления как улицы, тем более – главной улицы города, было еще очень далеко.Любопытный факт: до середины XIX века Крещатиком именовалась местность близ Днепра на Подоле, где, согласно древним летописям, знаменитый киевский князь Владимир в 988 году крестил 12 своих сыновей. Это и дало название местности: здесь появилась Крещатая площадь (ныне – Почтовая), Крещатый ручей, Крещатикский спуск. Пристань также именовалась Крещатикской… Кстати, по сей день улица, идущая от Почтовой площади вдоль набережной Днепра, называется Набережно-Крещатикской.Со временем на карте города возникла и Крещатикская долина – такое название получила местность от нынешней Европейской площади до Майдана Незалежности.Первая постройка в Крещатикской долине появилась в 1797 году – это был двухэтажный каменный дом помещика Ануфрия Головинского, находившийся на месте нынешнего Главпочтамта. А спустя восемь лет там, где нынче расположен Украинский дом на Европейской площади, возвели здание Первого городского театра. Улицу, которая начала здесь складываться, киевляне стали называть Театральной.В середине XIX века начинается сплошная застройка этой новой улицы. Тогда же обветшавшее здание театра разобрали, и название улицы – Театральная, потеряло актуальность. Решением городских властей в 1869 году новую городскую артерию, развивавшуюся в сторону Бессарабки, назвали Крещатик. Тем более, что сходные названия на Подоле исчезли: на Крещатикской площади построили Почтовую станцию, и площадь получила наименование Почтовой, а Крещатикский спуск засыпали, заменив его современным Владимирским спуском… Так нынешний Крещатик обрел свое название, впоследствии ставшее легендарным. Интересно, что Крещатик, который только строился, сразу был отнесен городскими властями к 1-му (высшему) разряду улиц – он с самого начала планировался как новый центр города. Тому способствовала необычайная выгодность географического положения: на перекрестье трех основных районов Киева, и куда ни держи путь, все равно будешь ехать через Крещатик.А когда в 1876 году на эту новомодную улицу переехала с Подола городская дума, центр Киева окончательно закрепился именно здесь – и фактически, и юридически.Для Крещатика проектировали здания замечательные зодчие: Александр Шилле, Владислав Городецкий, Георгий Шлейфер, Александр Беретти, Павел Андреев, академики архитектуры Владимир Николаев, Леонтий Бенуа и Федор Лидваль. Здесь разместились киевские филиалы ведущих банков – Санкт-Петербургского, Волжско-Камского, Московского, Русского для внешней торговли и других. На Крещатике открылись самые фешенебельные отели – «Европейская гостиница», «Гранд-Отель», «Бель-Вью», «Отель де Франс», «Националь», «Английская гостиница» и прочие.Главная торговля также была сосредоточена на Крещатике – сюда перебрались наиболее известные торговые заведения Печерска и Подола. Знаменитый гурман герцог Монпансье с удовольствием вспоминал, как в мае 1883 года он купил на Крещатике «несколько пудов киевского варенья».На центральной улице города находилось множество театров, с полдюжины кинотеатров, две музыкальные школы, а также известная рисовальная школа Николая Мурашко, в которой учился знаменитый художник-авангардист Казимир Малевич – автор «Черного квадрата». На Крещатике работали несколько знаменитых фотоателье, в том числе ателье Генриха Лазовского – почетного члена Парижской академии, награжденного ее Большой Золотой медалью, а также ателье Франца де Мезера, завоевавшего высшие награды на фотовыставках во Флоренции, Мадриде и Брюсселе. Все киевские новинки – первый в городе телефон, первая картинная галерея, первый крытый рынок и многое другое – также появились на Крещатике. Первая мировая война и период борьбы за независимость в 1917-1920 гг. практически не отразились на Крещатике. В советские времена главную магистраль города попытались переименовать – ей присвоили имя дипломата Вацлава Воровского, убитого в Швейцарии. Однако эта новация не прижилась. Городские власти вынуждены были отказаться от непопулярного переименования и вернуть главной улице города ее исконное название. В середине 1930-х годов, когда Киев стал столицей УССР, центральная магистраль города подверглась модернизации. С Крещатика сняли трамвайную линию, заменив шумный трамвай – троллейбусом. Тогда же на углу ул. Ленина (Б. Хмельницкого) был возведен новый универмаг (старый 4-этажный универмаг, «образцовый», находился на противоположной стороне – на углу Лютеранской). Вторая мировая война стала настоящей катастрофой для прославленной улицы. В сентябре 1941-го в результате серии взрывов Крещатик перестал существовать. От прежней застройки уцелел всего один квартал – между ул. Б. Хмельницкого и бульваром Т. Шевченко, а также несколько домов в самом начале улицы, по четной ее стороне.В июне 1944 года был объявлен конкурс на создание лучшего проекта реконструкции главной улицы Киева. В результате появился нынешний Крещатик, построенный по проекту группы зодчих под руководством академика архитектуры Александра Власова. Улицу расширили вдвое (до 100 м), возвели многоэтажные жилые и административные здания, а также здание городской мэрии. Левая часть улицы решена в виде бульвара.В ноябре 1951-го на Крещатике появился первый в Украине телецентр, а в начале 1954-го – один из первых в мире кинотеатров стереоскопических фильмов с проекцией на большой экран. Осенью 1960 года на главной магистрали города открылась одна из первых в Украине станций метрополитена – «Крещатик». Во второй половине 1990-х центральная столичная улица по выходным дням стала пешеходной.
четверг, 16 июля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий