пятница, 17 июля 2009 г.

Мосты большого города


О деревянных переправах через Днепр упоминается в летописях от 1097, 1115, 1146, 1151 годов. В начале ХVIII столетия киевский священник Лукьянов писал характерным для того времени стилем: "через Днепр - четыре моста живых с острова на остров. Мосты зело велики, а Днепр под Киевом островит". Речь, видимо, идет о четырех паромных переправах – Подольской, Спасской, Наводницкой и Лыбедской. Надо сказать, что в ХIХ веке виды на незастроенное тогда Заднепровье, были, видимо, величественны, не зря же их сравнивали то с аккордами Гайдна (Шевченко), то с полотнами Микеланджело и Рафаэля, то с Венецией (Паустовский).
Венеция по-киевски
И хотя Киев – не Венеция, он имеет свой Венецианский пролив, да и Венецианский мост, названные так совершенно не по какой-то прихоти. Испокон веков местность, расположенная в островной части левобережья, отождествлялась киевлянами с экзотическим итальянским городом. Каждый год паводок превращал нынешний Гидропарк в необозримое море. Были здесь и свои гондольеры и свои "палаццо", - дома, установленные на полусгнивших сваях. Здешней архитектурной "изюминкой" был Николаевский цепной мост, серебряная модель которого была выставлена в Лондоне, в Хрустальном дворце архитектора Пекстона на Всемирной выставке 1854 года. Исследователи считают, что именно эта модель послужила прообразом Бруклинского моста, возведенного в Нью-Йорке через Ист-Ривер в 1883 году. Как же выглядел в реальности этот мост, соединивший воедино два днепровских берега?
По длине и наличию конструкций он был единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. 776 метров мостового полотна весили около ста тысяч пудов, причем вес только одного звена цепи составлял 12 пудов. То есть 192 килограмма. Для строительства был использован кирпич местного производства. Из него на пяти быках, облицованных гранитом, возвели пышные порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. Чарльз Виньоль - фамилия этого талантливого английского инженера, сподвижника изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона, известна всему научному миру. Его проект по строительству киевского моста еще в средине сороковых годов ХIХ столетия был внимательно изучен и скорректирован нашими отечественными специалистами при участии инженеров Мельникова и Станислава Кербедза – проектировщика мостов через Неву.
Кстати, в полночь часть Цепного моста разводилась и сквозь нее, как на Неве, проходили многочисленные мачтовые суда.
Дважды взорванный мост
После того, как план сооружения получил "добро" и был утвержден императором Николаем I, состоялась закладка нового моста в районе впадения речки Черторой в русло Днепра, как раз напротив Аскольдовой могилы 30 августа 1848 года. Чарльз Виньоль приехал в Киев с двумя сыновьями – Гуттоном и Генрихом. Это были надежные помощники.
Работа продвигалась быстро и слажено. Вскоре в Бирмингеме закончили изготовление металлических конструкций. Они были доставлены морем в Одессу на шестнадцати кораблях. Здесь их погрузили на подводы, запряженные волами, и в целости и сохранности доставили в Киев. Все эти перевозки, транспортные услуги, проектировка и строительные работы обошлись государству в сумму более трех с половиной миллионов рублей. Естественным продолжением Николаевского был Русановский мост, соединивший берега Предмостной и Николаевской слободки. Сначала он состоял из четырех деревянных полотен, но в 1906 году по проекту инженера Белелюбского на их месте был сооружен двухпролетный переход с ажурными металлическими фермами полуовальной формы. В 1920 году Цепной мост взорвали, отступая из Киева, белополяки, но через пять лет он был восстановлен по чертежам профессора Евгения Патона. Увы, в боях Великой Отечественной этот мост пропал для нас навсегда. А в 1965 вдоль трассы "инженерного дива" Виньоля проложен не менее впечатляющий мост Метро.
Столетие железнодорожных мостов
Два столичных железнодорожных моста через Днепр также имеют свою замечательную историю. Если говорить о южном, Дарницком, то его автор, инженер Арманд Струве, видимо и не предполагал, что его детище прославит имя автора далеко за пределами империи, а само строительство даст старт блестящей карьере – из капитанов Струве произведут прямо в полковники. С полуторакилометровой длиной железнодорожный переезд на то время был самым длинным в Европе, на его сооружение пошло 250 тысяч пудов железа, а общая стоимость работ составляла 3,2 миллиона рублей. Стоит отметить, что при строительстве моста был впервые в отечественной практике применен кессонный метод закладки быков. 17 февраля 1870 года по мосту прошел первый поезд Курско-Киевской железной дороги. Перед глазами пассажиров открылась доселе невиданная панорама киевских гор и златоверхих храмов, венчающих их. А в 1915 году начали строительство железнодорожного моста в верхнем течении Днепра, известному ныне, как Петровский мост. Его строительство было вызвано необходимостью "закольцевать" железнодорожные пути внутри города.
Под место для строительства было выбрано урочище Наталка (ныне – массив Оболонь), откуда по направлению к Черторою стали закладывать кессонные основания. Революция 1917 года, а затем гражданская война "притормозили" процесс. И только 8 ноября 1929 года по новому, украшенному транспорантами мосту, прошел первый поезд. "Дрожащий над водою катет" Минуло почти четверть века, прежде чем Киев обогатился еще одним "техническим чудом", которое поэт Борис Олийнык сравнил с космическим запуском: “і міст Патона, мов ракета, пущена во дні грядущі із минулих днів”. Впервые в мировой практике полуторакилометровый переход через водное пространство был построен методом электросварки: при монтаже 264 пролетных блоков было сварено 10 668 метров швов. Нелишне, кстати, вспомнить, что для поддержания Цепного моста в надлежащем состоянии в начале прошлого века была установлена пошлина: за переход по мосту одной коровы – 6 копеек, лошади – 9 копеек, легкового автомобиля – 15.
Мост Патона, к счастью, в этом не нуждается. Говоря о днепровских "старожилах" нельзя не упомянуть о Парковом мостопереходе на Труханов остров. Раньше, чтобы попасть на городской пляж, нужно было выстоять длинную очередь у причала "2-й лестницы", затем втиснуться на палубу переполненного катера и, лишь достигнув берега, почувствовать себя, наконец, отдыхающим. Мост избавил киевлян от этих проблем. Летом 1957 года у горожан появилась возможность перейти на любимую ими "Трухашку" (выражение Куприна) и почувствовать преимущества пешеходной переправы над водной. Ажурное сооружение с треугольными фермами имело длину 400 метров, а ширину – 7. от огромного наплыва отдыхающих оно иногда покачивалось, что послужило поводом к всевозможным слухам и предположениям.
Эмблемой киевского пляжа стала картинка, отображенная в стихотворении киевской поэтессы Юнны Мориц: "В огнях лучистых, как мечта, летящий к Черторою катер и треугольного моста дрожащий над водою катет". С тех пор прошло уже полвека, но Парковый мост все так же остается любимым местом встреч пляжников, влюбленных и одним из неформальных символов Киева.
источник: газета "По-киевски"

Комментариев нет:

Отправить комментарий