Было где на реке коня напоить!
Из дошедшего до нас плана Киева, составленного полковником Иваном Ушаковым в 1695 г., явствует, что и тогда река брала начало в пределах нынешних Караваевых Дач. Ее длина — около 16 км. У ее истоков родники, выходящие на поверхность из водоносных горизонтов. Болотом по всей протяженности реки и не пахло, потому что наклон русла в сторону Днепра довольно велик, что обеспечивало весьма быстрое течение. Ныне русло заилилось, его наклон уменьшился, но и сегодня Лыбедь весьма «резвая». Такие реки человек издавна использовал для своих нужд. Лыбедь не стала исключением. Плотины делали реку глубокой и полноводной, в 1700 м от истока ширина ее достигала 50 м. Здесь она разделялась, образуя Вершинский остров с тремя водяными мельницами. До впадения реки в Днепр на ней стояли еще 4 водяные мельницы, из которых самой крупной была Михайловская, образовывавшая водохранилище с тремя островками. И если ширина Лыбеди в районе нынешней улицы Коминтерна обозначена на карте Ушакова в 50 саженей (107 м, сажень=2,1336 м), то о реке перед Михайловской мельницей полковник пишет: «А в том месте Лыбедь широкая...» В XVIIв. ее дельта лежала в пойме Днепра, подпитываясь его водами. Естественно, здесь по весне нерестилась рыба. Ныне дельта реки выше уровня Днепра более чем на полтора метра, и ни рыба, ни вообще днепровская вода сюда не попадают... Во времена Ушакова, чтобы смолоть на лыбедской мельнице зерно, надо было где-то остановиться, передохнуть, лошадей накормить. Так появились трактиры, за ними — хуторки, стали селиться люди. В конце XIX века по берегам реки стали прокладывать железную дорогу.
[cut]
Было где на реке коня напоить!
Из дошедшего до нас плана Киева, составленного полковником Иваном Ушаковым в 1695 г., явствует, что и тогда река брала начало в пределах нынешних Караваевых Дач. Ее длина — около 16 км. У ее истоков родники, выходящие на поверхность из водоносных горизонтов. Болотом по всей протяженности реки и не пахло, потому что наклон русла в сторону Днепра довольно велик, что обеспечивало весьма быстрое течение. Ныне русло заилилось, его наклон уменьшился, но и сегодня Лыбедь весьма «резвая». Такие реки человек издавна использовал для своих нужд. Лыбедь не стала исключением. Плотины делали реку глубокой и полноводной, в 1700 м от истока ширина ее достигала 50 м. Здесь она разделялась, образуя Вершинский остров с тремя водяными мельницами. До впадения реки в Днепр на ней стояли еще 4 водяные мельницы, из которых самой крупной была Михайловская, образовывавшая водохранилище с тремя островками. И если ширина Лыбеди в районе нынешней улицы Коминтерна обозначена на карте Ушакова в 50 саженей (107 м, сажень=2,1336 м), то о реке перед Михайловской мельницей полковник пишет: «А в том месте Лыбедь широкая...» В XVIIв. ее дельта лежала в пойме Днепра, подпитываясь его водами. Естественно, здесь по весне нерестилась рыба. Ныне дельта реки выше уровня Днепра более чем на полтора метра, и ни рыба, ни вообще днепровская вода сюда не попадают... Во времена Ушакова, чтобы смолоть на лыбедской мельнице зерно, надо было где-то остановиться, передохнуть, лошадей накормить. Так появились трактиры, за ними — хуторки, стали селиться люди. В конце XIX века по берегам реки стали прокладывать железную дорогу.
Лыбедь в ХХ веке
Появились мастерские, товарная станция, депо. Поблизости стали селиться железнодорожники, образовались улицы. Одна из них, Ямская, увековечена Александром Куприным в рассказе «Яма». Самые шикарные заведения улицы красных фонарей имели в качестве непременного атрибута трехметровые ампирные чугунные колонны чуть толще человеческой руки. Еще в конце 1970-х здание одного такого «заведения» было недалеко от угла улиц Боженко и Байковой.
Лыбедь — река своенравная. Ласково журчащая летом в ясную погоду, в ливни и по весне она широко разливалась, сметая все на своем пути. Чтобы исключить неприятные неожиданности, стали планомерно поднимать берега реки и сокращать площадь ее русла. А улицы Киева все больше укатывали твердыми покрытиями, не впитывавщими осадки. Ливневые стоки стали собирать в коллекторы и отводить их в Лыбедь (и до сегодня— без всякой очистки!). Попадали туда и канализационные стоки. Чтобы предотвратить разлив нечистот по городу, в 1908—1910гг. канализацию частично завели в проходящую вдоль русла реки чугунную трубу почти метрового диаметра. В 1938 г. рядом проложили еще одну. Эти трубы используют и поныне. В начале 1960-х годов фекальные стоки из них в Днепр составляли более 2 кубометров в секунду. После ввода в конце 60-х годов Бортничской очистительной системы основную часть фекальных стоков в трубах под Днепром отвели туда, но в Лыбедь и сегодня без всякой очистки впадают еще около 70 больших и малых стоков, состав воды в которых оставляет желать лучшего.
Мысли о восстановлении Лыбеди возникали регулярно. В 1934—35гг. при составлении Генерального плана Киева в стадии эскизного проекта ее рассматривали как городской водосток, причем на отдельных участках реку планировали перекрыть, создав водоемы-аккумуляторы для уменьшения сброса воды и ее очистки. Однако места для прудов найти не смогли. Река уже была туго зажата постройками. В 1947 г. начали разрабатывать проект использования Лыбеди в качестве открытого городского водостока...
Сколько здесь оды?
Чтобы понять, как с рекой обращаться, нужно знать ее гидрологический режим, иными словами, сколько в ней воды в разное время года и при разных погодных условиях. Регулярные гидрологические наблюдения за Лыбедью не ведутся. Летом в хорошую погоду она сбрасывает в Днепр менее кубометра воды в секунду. Но площадь водосбора реки — 55кв.км (площадь Киева — около 790 км). Если предположить, что здесь одновременно выпало бы осадков или растаяло снега только на 1мм воды и все стекло бы в Лыбедь, то в реку попало бы 55000 кубометров воды. К счастью, осадки выпадают не мгновенно, часть их впитывается в землю, но при длительных дождях Лыбедь с грохочущими полуметровыми волнами сбрасывает в Днепр более 30 кубометров воды в секунду. (Для сравнения: среднее потребление воды одним киевлянином — около 5 кубометров в месяц! — Авт.
). А сечение туннеля, в который загнали реку в 1988 г., определяли из вероятного ее водосброса в 170 м в секунду! Это сопоставимо с расходом воды в Днепре в июле-августе (правда, в сухую погоду). Тот, кто увидит Лыбедь во время ливня, поймет: с нею шутки плохи. Сомневающимся рекомендую выйти на станции метро «Выдубичи» и пройти 200 м по Обуховской дороге до железнодорожного моста через речку. Высота отметок воды, оставленных ее потоками на опорах моста, на стволах и ветках деревьев, скажут сами за себя...
В конце 1980-х годов при строительстве Южного моста 3 км Лыбеди от Московской площади до Лысой горы заключили в бетонный туннель шириной 16 м и высотой около 4. По верху проложили шоссе, навсегда скрыв своенравную реку от глаз людских. К счастью, 400 м ее в районе Лысой горы и сегодня текут в естественных берегах. Здесь так и кажется, что вот-вот из-под моста вынырнет нос варяжского драккара, новгородской ладьи или плоскодонной баржи, на которых еще в начале ХХ века возили кирпичи для строительства вокзала...
Как вылечить Лыбедь?
В июле 2006 г. градосовет дал принципиальное согласие на проект строительства в районе улиц Боженко и Ямской серии высоток. В нем упоминается очистка и использование Лыбеди. Проект обещали вынести на общественное обсуждение. Будем считать данную статью его началом.
Лыбедь — это очень просто! — следует из работы, хотя восстановление реки согласно «Детальному плану территории в границах улиц Эренбурга, Короленковской, Боженко, Байковой и ж/д колеи в Голосеевском районе г. Киева» намечается провести в пять этапов (продолжительностью не один год). И начинать почему-то предлагается с середины реки. В первую очередь нужно... построить высотки на участке от Протасова Яра до Байковой. Ну а для Лыбеди, только «истинной», предлагается выделить узкую полоску, а параллельно ей соорудить два закрытых дополнительных канала для сброса дождевых стоков, которые будут очищаться непонятно где с помощью устройств Научно-производственного центра «Потенциал4». Восстановление остальных участков реки запланировано на четвертый-пятый этапы без указания сроков. Но может получиться, что после того как река будет раз и навсегда зажата в прокрустовом ложе данного проекта, смотреть дальше уже будет некуда. Город растет, значит, с поверхности водосбора все больше воды будет попадать в Лыбедь. Поэтому размеры новых сбросных каналов придется закладывать с резервом (от истока до впадания в Днепр). Плюс расстояние до русла «истинной» реки, чтобы воды не смешивались. Но целесообразно ли это в условиях дефицита площадей? Не лучше ли продолжать использовать основное русло реки, промывая его после дождей? Экономнее и надежнее очистные сооружения устанавливать не на предприятиях, а непосредственно по берегам реки. Тогда, во-первых, в случае их неисправности или прорыва не будут затоплены улицы, а во-вторых, появится возможность создать на реке целостный хозяйственный комплекс с единым управлением. Русло же нужно перестроить и расширить, сделав его в сечении в виде трапеции, расширяющейся кверху. Для этого придется снести ряд построек, но переустройство Лыбеди, если его провести с умом и выгодой для города, того стоит.
Вопрос очистки можно решить только в тесном взаимодействии специалистов разных направлений и изобретателей. Не следует бояться свежих идей. Институт гидробиологии АН УССР для таких работ еще 30 лет назад предлагал привлечь Институты общей и коммунальной гигиены им. Марзеева, гидробиологии, гидромеханики, коллоидной химии и химии воды, технической теплофизики, зоологии. Наверняка потребуется отдать часть территории на Нижней Теличке под пруд-накопитель. Если кто-то боится его прорыва, можно устроить его непосредственно в Днепре. Какую-то часть территории, отобранной у Лыбеди, все равно придется возвратить. Но в конце концов столица Украины просто не имеет права и дальше загрязнять Днепр, главный колодец державы!
Во время паводков Лыбедь имеет приличный гидроресурс. Почему бы его не использовать, построив на реке ГЭС, скажем, в месте впадения в Днепр, а энергию использовать для очистки воды? По оценке экспертов, в общем качество воды в Лыбеди в три раза хуже, чем в Днепре. Так почему бы ее предварительно не разбавлять, используя воду Днепра, взятую выше Киева? Лучше всего это сделать с помощью Киевской ГЭС.Ее напора в 72 м с лихвой хватит и для очистки Лыбеди, и для снабжения Киева после несложной очистки, и для разных технических целей, например полива. Правда, придется проложить трубопровод от ГЭС до Караваевых Дач. Так можно будет регулировать уровень воды в реке и ее чистоту. Появится возможность создать на Лыбеди различные аттракционы. Чем не «пещера ужасов» туннель в 3 км от Московской площади до Лысой горы? А живописнейшие 400 м реки под горой? Да и река от Караваевых Дач до Днепра — разве не «путь из варягов в греки»? С печенегами, половцами и порогами? Да, дорого, придется пожертвовать несколькими высотками, гаражами и складами. Зато Киев подаст пример разумного использования «списанных» рек, и не только для Украины. В конце концов чем Лыбедь хуже реки Харьков, запрудив которую плотиной высотой 5м, харьковчане получили прекрасный Журавлевский гидропарк?
Можно не жертвовать ничем. Но тогда многолетние благие намерения или останутся на бумаге, или создадут еще больше проблем. А на Лыбеди, как и при татаро-монгольском нашествии, «негде будет коня напоить», а в Днепр так и будет попадать загрязненная киевскими улицами лыбедская вода. Может ли такое издевательство над главной рекой страны позволять себе государство, водные ресурсы которого практически исчерпаны? Наверное, нет...
[cut\]
Комментариев нет:
Отправить комментарий